Этим летом я стал много путешествовать по России, а вернее, ездил по разным городам на автомобиле. Иначе говоря, практиковал внутренний туризм. Цель всех поездок была очень простая — посмотреть достопримечательности. Проехав всего полдня, можно оказаться в новой среде, увидеть другую Россию. Вернувшись из краткосрочного отпуска из Ярославля узнал, что мой товарищ тоже большой любитель путешествий по Отечеству. Он отправился на Дальний Восток — во Владивосток и Хабаровский край. Путешествие на двоих обошлось ему в 120 тысяч рублей. Внутренний туризм оказался весьма дорогим удовольствием.
Ни для кого не секрет, что отдых, например в Краснодарском крае, значительно дороже отдыха в той же Турции или Египте. При этом придется столкнуться с низкокачественным сервисом. Цены на отдых сопоставимы, даже если экономить на транспорте и трястись пару дней в плацкартном вагоне, мучаясь от запахов носков, чужой еды, криков подвыпивших мужиков и плача уставших детей. Тем не менее, желающих отдохнуть где-нибудь в Геленджике находится не мало.
У России огромный туристический потенциал, который почему то закопан в землю и, на первый взгляд, не развивается вовсе. Яркое исключение из правил — Петербург. С 2003 года иностранные туристы, прибывшие в российские порты на паромах, могут находиться в стране без визы в течение 72 часов. Благодаря этой мере приток туристов в Петербург за последние годы увеличился в несколько раз. А каждый прибывший турист, как известно, привозит в наш город деньги. Сейчас готовятся соответствующие поправки, разрешающие находиться без виз на территории России транзитным пассажирам аэропортов. Данные изменения в закон вносит министерство культуры. По мнению авторов поправки, это значительно увеличит число туристов. Как известно, российская виза не самая простая в получении, поэтому эффект от введения открытых границ, пусть даже для транзитных пассажиров, может быть весьма заметным.
Другое важное событие — в 2012 году туризм перешел из зоны ответственности министерства спорта к министерству культуры. Я, как культуролог, такое решение могу только приветствовать. Въездной туризм, конечно, больше связан с культурой, чем со спортом. Министерство, развивая туризм, будет попросту обязано приводить в порядок памятники архитектуры, которые должны привлекать туристов, но, порой, находятся в печальном состоянии. Не смотря на все проблемы России, нам есть что показать миру. Но, стоит отметить и другое. На федеральном уровне наконец то стали заниматься событийным туризмом, т.е. создавать регулярные поводы для того, чтобы турист посетил тот или иной город. Так, тысячи людей стремятся попасть на карнавал в Рио или Венецию, на Октоберфест в Германию, на традиционные рок-фестивали. В России на данный момент есть один подобный праздник — это «Алые паруса» в Петербурге. Для нас, жителей города, праздник выпускников ассоциируется с горами мусора и пьяными школьниками. Но мы забываем о великолепном водном представлении, о тех самых алых парусах. Можно продолжать хвалить министерство культуры за работу в нужном направлении, но эффективность принятых мер можно будет оценить лишь через пару лет.
Конечно, не стоит забывать и о нашем главном народном достоянии. И я имею ввиду не «Газпром», а нашу природу: Байкал, Камчатка, реки Сибири…Все это уникально и притягательно, но не доступно для большинства россиян. Тут я хочу вернуться к началу своего рассуждения. Да, плохой сервис. Да, есть недостатки гостиниц, хостелов и прочих удобств. Но главная проблема — это цена дороги. Билеты на самолет или даже поезд стоят больших денег. Россиянам путешествовать по стране очень дорого и неудобно. Только решив эту проблему можно перейти к следующей инфраструктуре. За развитием внутреннего туризма пойдет и развитие туризма въездного.
У нас есть историческое и культурное наследие, есть уникальная и разнообразная природа. Стране нужно научиться зарабатывать на этом.
Артемий Галицын, специально для ИА «Диалог»