А вот кандидат, который мог победить, был от выборов отстранен. Я имею в виду Прохорова. По результату Навального теперь точно понятно, что Прохоров мог победить. Его диапазон воздействия на избирателя гораздо шире. Он мог привлечь на свою сторону гораздо больше умеренных критиков власти. Навальный же имел свой потолок, который он даже превысил за счет тех, кто недолюбливает его, не во всем с ним согласен, но считал важным показать власти, что нас много. Голосуя за Навального избиратель демонстрировал свое отношение к сложившейся политической системе, к нынешнему политическому курсу.
В тени этого находится гораздо более важная для оппозиции история – это победа Евгения Ройзмана. Я считаю, что это ключевое событие 8 сентября произошедшее. В Екатеринбурге ключевой, опасный для власти кандидат был допущен. Несмотря на то, что там использовалась всякая «тяжелая артиллерия» типа Караулова и т. д, Ройзман одержал победу. Вопрос даже не в полномочиях Ройзмана дальше, а в самом принципе того, что можно побеждать, даже в этой соляной кислоте, коей является нынешняя политическая система, которая выжигает всё.
Почему это важно для меня? С моей точки зрения победа Ройзмана очень похожа на победу над башней «Газпрома» на Охте. Не ожидаемая, не прогнозируемая, сопровождаемая скепсисом. Когда мы начинали эту борьбу с башней против власти и крупнейшего монополиста, на нас смотрели как на полусумасшедших. Также смотрели и на Ройзмана, говорили, что никто не даст ему победить. Теперь же победа Ройзмана – определенный маяк. Также как маяк для градозащиты в Петербурге – история с башней «Газпрома». Она подтверждает, что усилия не напрасны, что если прикладывать усилия, можно достичь результата. Также и с победой Ройзмана. С моей точки зрения, очень показательная история. Для меня, как оппозиционного политика, это важный маяк.
Я думаю, что в Петербурге возможны такие же результаты, без сомнения. Но для Петербурга сейчас актуальнее обсуждать не то, кто наш Навальный или кто наш Ройзман, или кто наш Прохоров. Мы знаем перечень оппозиционных политиков, которые более-менее популярны в Петербурге. Вопрос для нас сейчас более актуальный (для тех, кто хочет альтернативности губернаторских выборов) — выборы в муниципальные советы в следующем году. Можете считать это моим предложением для публичного обсуждения.
Это будут не просто выборы в муниципальный совет, это будет первый тур губернаторских выборов. Оппозиция должна сформировать широкую гражданскую коалицию с равноправным участием не только партий, но именно гражданских организаций таких, как «Муниципальная пила», «Наблюдатели Петербурга», «Красивый Петербург», «Живой город». Это должна быть равноправная коалиция, способная покрыть город. Задача — колоссальная, 1650 депутатов ни много ни мало нужно выдвинуть. Не конкурировать между собой, но понимать, что стратегическая задача для всех (не взирая левые вы из «Справедливой России» или либералы из «Гражданской платформы») такая: чтобы у города был выбор тогда, когда наступят выборы. Не только между условным «Полтавченко» и условным «Милоновым», то есть выбор без выбора, а чтобы реальные оппозиционные кандидаты смогли быть альтернативой на этих выборах. Для этого сегодня всем надо объединить усилия, и я к этому призываю.
В противном случае ситуация будет регулируемая, как была в Москве. Кого-то уберут, как убрали Прохорова, кому-то «единороссы» подпишут возможность участия в выборах, как Навальному. Эта ситуация, управляемая властью. Хотелось бы, чтобы она больше управлялась гражданами, чтобы выборы были реально конкурентными. Вот эта задача для Петербурга сегодня первостатейная. А не решать сегодня, кто единый кандидат от оппозиции (может он будет и не единый). Надо решать задачи по мере их поступления. Не выяснять, «кто круче» — «Справедливая Россия», «Гражданская платформа» или КПРФ, а решать конкретную задачу, притом делать это совместно. Понятно, что мы не можем привлекать в широкую коалицию, с моей точки зрения, людей, настроенных нацистски, которые делят людей по национальному признаку, но союз левых и либералов вполне возможен на этих выборах. Ни одна партия, тем более общественная организация в одиночку такую задачу выполнить не сможет, поэтому это общая задача. И это нужно делать.
Максим Резник, специально для ИА «Диалог»