Site icon ИА «Диалог»

Василий Панкратов: Главное — это люди, которые трудятся в сфере культуры

Василий Юрьевич, следующий год в России объявлен Годом культуры. Какие мероприятия в связи с этим будут проведены в Петербурге?

Очень важно, что культура признается приоритетным направлением развития на самом высоком уровне. Надеюсь, это даст импульс серьезному увеличению государственной поддержки. Бюджет Санкт-Петербурга на 2014 год пока не утвержден, но мы уже обозначили требуемую дополнительную сумму. Еще 4 миллиарда рублей к тем 8,3 миллиардам, которые город тратит сегодня. Куда пойдут эти деньги? Идей, планов, проектов много, но главное — люди, которые трудятся в сфере культуры. Им надо немедленно повышать зарплату. Есть Указ Президента, о котором вы наверняка слышали, до 2018 года довести зарплату бюджетников до уровня средней зарплаты в экономике регионов. Это будет колоссальный скачок! Наконец в прошлое уйдут разговоры, что «в сфере культуры мало получают».

А все идеи и мероприятия Года культуры мы презентуем на Международном Культурном форуме, который пройдет в начале декабря. В следующем году Санкт-Петербург станет столицей Manifesta — это крупнейшая биеннале современного искусства. Россия впервые будет принимать этот фестиваль, который путешествует по всему миру. Недавно разговаривали с министром культуры Эстонии, он был поражен, не каждый город может себе это позволить. История имиджевая и очень значимая.

Я думаю, вы заметили, что в этом году мы поменяли формат open-air’ов для наших городских мероприятий. В 2014-м году собираемся более творчески и основательно работать над этим. Вопрос не в бюджете. Я очень хочу, чтобы в Год культуры праздники соответствовали духу события, к которому они приурочены, и, конечно, высокому стилю Северной столицы.

Есть планы в театральной жизни — по премьерам, по конкурсам. Лев Додин взял на себя патронат нового Зимнего международного театрального фестиваля. В этом году – дебют, приедут Питер Брук и Люк Персеваль, лучшие труппы Европы, замечательные музыканты и артисты. В следующем году собираемся продолжить традицию.

Обсуждаем возможность проведения в 2014 году большого Морского фестиваля. Петр Первый задумывал этот город как морскую столицу, и сегодня этот статус практически за нами: море у нас, морской штаб у нас, верфи, порт, должен быть и фестиваль. Есть прекрасная музыка, художники, модельеры, кулинары, в конце концов, если всех объединить одной идеей, получится мощное событие, которого в Петербурге еще не было.

Тем не менее, 4 млрд — очевидно, что это не только зарплаты.

Планируется ремонт многих учреждений культуры. Это полная реконструкция Манежа, нашего главного выставочного зала, который, увы, в плачевном состоянии. Сейчас это такая эклектика — снаружи красивое здание, а внутри советский новодел, и главное, устаревший, обветшавший, неопрятный. Если в следующем году мы получим реконструированный Манеж, будет замечательно.

Это реставрация Уткиной дачи, которая станет филиалом Музея городской скульптуры. Это новый Музей хлеба, который мы практически отремонтировали, но еще не сделали экспозицию. Это объекты в Гатчине и Павловске. В общем, много денег будет отдано на ремонт и реставрацию.

А в какие сроки проведут реставрацию?

Основную часть денег выделят в следующем году. Но это не значит, что мы успеем за год все закончить, есть проекты, которые потребуют многолетней работы. Для нас важно, чтобы культура в Год культуры в финансовом плане была максимально поддержана.

Вы вспомнили о том, что формат open-air’ов будет неким образом меняться — в какую сторону он изменится, какие новые форматы будет использовать комитет для мероприятий?

Вы видите, мы серьезно нацелены в сторону классики. Такие события, как День города с поющим на Исаакиевской площади хором в 4000 человек, классический концерт «Звезды оперы» на Дворцовой, фестиваль «Опера всем», «Ночь музыки в Гатчине» — крупные и очень посещаемые мероприятия классического направления. Они, конечно, должны быть в Санкт-Петербурге, потому что у нас город в основе своей классический, и для миллионов людей, которые приезжают сюда, очень важно поддерживать этот образ. Согласитесь, большая часть туристов едет в Петербург именно за этим.

Хотя, как я уже говорил многократно, это не значит, что в Петербурге должна звучать только классика. Надо обязательно помнить и о том, что есть аудитория, которая равнодушна к классике. Концерты современной музыки — тоже неплохо, весь вопрос в уровне музыкантов, уровне исполнения, звучания. Прошел блестящий концерт «Машины времени» на Дворцовой площади. К сожалению, часто бывает случайный подбор исполнителей, особенно на массовых городских мероприятиях. Халтуры со сцены — вот чего не хочется.

Хочу уточнить — грубо говоря, петь на праздниках будет не Надежда Бабкина?

Я не против Надежды Бабкиной в определенном формате. Она могла бы отлично вписаться в Масленицу, например…

Праздник блинов?

Ну, наверное (смеется). День блина в Санкт-Петербурге? Надо подумать. Вообще, есть желание всерьез спросить у петербуржцев, как они хотят отмечать праздники. Запустить этакий мониторинг общественного мнения. Нам иногда приходится отменять конкурсы на проведение тех или иных праздников, потому что все заявки банальны и повторяются из года в год. Одним из нестандартных в этом году получился День России – бесплатные экскурсии от станций метро, исторический квест и мастер-классы художников на Стрелке. Были очень хорошие отзывы.

Василий Юрьевич, вы вспомнили в какой-то момент о Дворцовой площади — можно сказать, что возражения со стороны руководства Эрмитажа прекратились?

Да нет, конечно. Если мероприятие шумное, Михаил Борисович Пиотровский все равно возражает. В этом нет ничего плохого. Я его очень хорошо понимаю. Он рассматривает Дворцовую площадь как часть эрмитажного пространства. И это, отчасти, правда: сегодня Главный штаб и колонна Александрийская тоже уже Эрмитаж. Но даже внутри музея есть разные задачи, и эти задачи частенько входят в противоречие. Если в залах слишком много людей, страдают экспонаты, хранители расстраиваются. Хранители вообще любят говорить, что «главный враг музея — это посетитель» (смеется). Но для успеха любой выставки очень важно иметь много посетителей. Перед Пиотровским стоит задача сохранения Эрмитажа, поэтому для него лишние децибелы нежелательны. А у города есть и другие задачи. Ну а в итоге мы всегда умеем договориться и найти компромисс.

От музеев — к театрам. Василий Кичеджи нам в мартовском интервью говорил, что ему не нравится слово «реформа» применительно к театрам, но, в то же время, он призывал нас, журналистов, к дискуссии о переменах в этих учреждениях. Какие перемены, по вашему мнению, нужны театрам?

Театры в Санкт-Петербурге обласканы бюджетом, их никогда не забывали, они «съедают» большую долю финансирования, которое выделяется на культуру в городе. В 2013 году это 2,9 миллиарда рублей. Город платит за новые постановки, ремонт, зарплаты. Однако, театральная аудитория значительно меньше, чем в других культурных секторах, даже в библиотеках. И, хотя есть мнение, что библиотеки в современном мире вымирают, в нашем городе их посещаемость бьет рекорды.

По сути, в большинстве театров деятельность построена по старым советским схемам. Присутствует некоторая «болотность» — все это понимают. Нам тяжело соревноваться с Москвой, а хотелось бы. В новом театральном сезоне продолжит работу худсовет, который создан по поручению губернатора. Будем обсуждать, изучать опыт более «продвинутых» федеральных коллег. Малый драматический, Александринка, Мариинский сегодня демонстрируют высочайший уровень сценического искусства и театрального менеджмента. А в городских театрах есть определенная стагнация. Все это заставляет думать, что надо что-то менять. Конечно, реформа, это слишком сильно сказано — здесь Василий Николаевич абсолютно прав. Шесть лет назад Николай Витальевич Буров пытался совершить революцию и всех актеров перевести на государственные контракты…

Такое было в Мюзик-Холле, был большой скандал.

Это был единственный театр, который смог тогда это сделать. Они развивались в сторону интересной площадки, к сожалению, кадровые изменения на тот момент все эти движения убили. Предпосылки есть, так что надо пробовать. Когда у людей пожизненный контракт, нет стимула что-то менять. Я всегда был сторонником директорских контрактов, сам, уйдя из комитета в Гатчину, попросился на срочный контракт. Мы обязательно будем переходить на эффективные контракты. И это не реформа и не революция, это нормально. В федеральных театрах давно так работают.

А вы не боитесь, что будет такая же реакция, как с Месхиевым?

Реакция определенная будет, но я не хотел бы критиковать предшественника… У меня доверительные и хорошие отношения с руководителями театров. Мы общаемся, обсуждаем проблемы и планы. Они знают, что я никому нож в спину не воткну. Мне просто хочется найти какой-то конструктивный выход. Мы разработали нормативы финансирования, и все с нами согласились. Хотя полгода назад заявляли, что это невозможно. Все можно сделать, нужно только разговаривать и слышать друг друга, и все будет хорошо.

Собственно, про Мюзик-Холл – назначен новый руководитель, какой будет выбран путь развития?

Фабио Мастранджело – очень талантливый человек, харизматичный, с огромным опытом. Мне очень импонирует его активность, легкость, с которой он откликается на городские инициативы. Мы уже несколько раз встречались, у него много идей. Предстоит большая работа над укреплением имиджа Мюзик-холла и разработкой репертуара, нужно время, чтобы он познакомился с коллективом и осмотрелся.

А труппа сохранится?

Это вопрос. У нас есть эффективные репертуарные театры, как «Молодежка», например. У нас есть эффективные нерепертуарные театры, как «Приют Комедианта», который вообще не имеет труппы. Можно существовать и так, и эдак. Многое зависит от выбранного пути и профессионализма руководителя. Мюзик-Холл всем нравится своими возможностями, прежде всего как сцены. Вопрос сохранения труппы связан с судьбами людей, поэтому поспешных шагов делать нельзя. Давайте послушаем мнение Фабио.

Вы упомянули театр «Приют Комедианта» — вы знаете, месяца полтора назад Пятый канал разразился целой часовой передачей, направленной против него. Говорили, что как же так, в государственном театре ставятся спектакли типа «Лира», в театре ругаются матом и непонятно что вытворяют. У меня только один вопрос — есть ли у комитета по культуре какие-то претензии к этому театру?

Насчет мата мы все должны признать — и это даже государственно подтверждено — если перед нами художественная форма, то здесь есть некий выбор создателя. Да, нужно ставить ограничения по возрасту, и на билетах на спектакль стоит отметка 18+. В принципе, в творчество вмешиваться не хочется, возвращение к жесткой цензуре не было бы правильным. Витя Минков (директор «Приюта» — ИА «Диалог»), на мой взгляд, один из самых активных и профессиональных руководителей в театральной среде. Как администратор театральный, как человек, который не только организует, но и чувствует продукт. Поэтому здесь к нему вообще никаких претензий не может быть, только «спасибо». Насколько мне известно — прошлый год я не отслеживал — они получили несколько «Масок»…

За «Лира» как раз.

Мне кажется, что это определенное признание. Люди голосуют ногами, театр всегда полон. Мне лично что-то нравится, что-то не очень, что-то совсем не нравится. Но «Приют комедианта», безусловно, исполняет свою функцию в том сегменте аудитории, которой он владеет, и там он очень популярен. Есть определенная доля экспериментальности и есть определенная доля традиционности. Если говорить о тех театрах, успешность которых мы признаем, скажу вам, что за прошлый год премию правительства Санкт-Петербурга в области драматического искусства получила опять «Молодежка», потому что это наиболее стабильный театр, и «Приют Комедианта». Поэтому я всячески Минкова и его команду поддерживаю.

Ранее вы в нашем разговоре предвосхитили вопрос о библиотеках. Хочется узнать, поддерживаете ли вы проект «Открытой библиотеки» и согласны ли с Александром Сокуровым насчет того, что библиотека должна быть в современном мире чем-то вроде клуба?

Безусловно, согласен, это единственное на сегодняшний день спасение для библиотеки. Некуда деться — действительно, нас сильно поджимает интернет — есть возможность получить любую книгу в электронном виде. Для библиотек это конкуренция колоссальная. Я закончил литературный институт, для меня лучше книги ничего нет. Но людей тоже могу понять. Как говорят студенты, зачем тратить деньги на книгу, если ее можно прочесть бесплатно?

Мне кажется, как любое учреждение, которое имеет под собой многовековую неоспоримую культурную основу, библиотека обязана видоизменяться и подстраиваться под время. Музеи должны играть с публикой в какие-то мультимедийные аттракционы, и библиотекам нужно приспосабливаться. Форма некой открытой культурной площадки должна быть. «Маяковка» это делает, библиотека Лермонтова, даже в Пушкинской детской библиотеке все время и выставки, и концерты, и дискуссии, и даже театр появляется. День Достоевского – прекрасный проект, обеспечивает, между прочим, колоссальный приток дополнительных посетителей. Оригинальные проекты не дают библиотекам выйти из внимания общества, вызывают у власти желание поддерживать — мы должны учитывать посещаемость. Если библиотека стоит «мертвая» – пусть тогда в архиве книги хранятся. Поэтому Сокуров абсолютно прав. Слово «клуб», может быть, немного грубовато. А формат «Открытой библиотеки» существует давно, а недавно Капков (Сергей Капков — глава департамента по культуре администрации Москвы — ИА «Диалог») в Москве опробовал его и на улице — в Парке Горького.

Кстати, с Капковым вы общаетесь? Обменивались уже опытом?

Нет, я только «напитался» идеями, к Новому году готов буду к нему подъехать, или, так сказать, «наехать» (смеется), по разным вопросам. Хочется обсудить очень многое, впечатлен его «парковыми» новациями. К сожалению, наш ЦПКиО имеет несколько другой формат, музейно-парковый, и там невозможны все эти эксперименты, которые есть в Парке Горького. Мне нравится, что Капков и в театрах довольно смело ведет свою линию, и за библиотеки с центрами чтения взялся сейчас.

А комитет какие-то меры предпринимает в связи с библиотеками?

Идет второй этап модернизации библиотек. Это очень серьезная работа, кропотливый многолетний труд, который позволит через несколько лет ввести единый читательский билет во всех общедоступных библиотеках города. Проектов много интересных. Тот же День Достоевского. Основной исполнитель — библиотека Лермонтова, она же в этом году и день рождения Петра Первого проводила. Вообще День Достоевского — это серьезное событие, которое, на мой взгляд, может стать брендовым для Петербурга.

Знаете, по «Эху Москвы» я слышал, как три очень серьезные дамы просто взахлеб хвалили и рассказывали, что Москве до такого надо еще дорасти.

Ну, ведь действительно было здорово! Эта так называемая монстрация с плакатами и лозунгами плакаты типа «Родя, ты не прав!», «Свободу Дмитрию Карамазову». Так смешно — с одной стороны, карикатура на политическую демонстрацию, с другой — достаточно серьезно. И книги там по 10 рублей продавались, и музеи поблизости посещались хорошо, экскурсии были потрясающие. Все было достойно, даже значки «I love IDIOT». Но мне кажется, что из такого интеллектуально-библиотечного праздника мы смогли бы сделать настоящий туристический бренд. Потому что Достоевский — это самый знаменитый русский на земном шаре после Гагарина, или после Горбачева — в общем, в тройке. Если нам раскрутить праздник с точки зрения масштабности, люди бы стали ездить сюда как на Венецианский карнавал.

В завершение нашего разговора хочется напомнить, что вы еще весной, занимая свой пост, заявили о своей главной цели — восстановлении авторитета комитета. У вас получилось?

Не хочу себя хвалить, но такое ощущение, что некоторые очажки непонимания между властью и культурным сообществом Петербурга, которые, несомненно, были, стали чуть менее яркими, а кое-где совсем потухли. Я со многими представителями нашего сообщества уже встречался, со многими пока не встречался, но встречусь. У культуры, как всегда, много проблем. Они потихоньку решаются, хотя до окончательного решения еще далеко. Хочу верить, что и для петербургской культуры настало время перемен.

Беседовали Василий Романов, Полина Полещук / ИА «Диалог»