Site icon ИА «Диалог»

Инопресса о Петербурге: Встреча Обамы с правозащитниками и акции антиглобалистов

Инопресса

На минувшей неделе Петербург принимал саммит «Группы двадцати» — она же «Большая двадцатка». Но его мероприятия в основном проходили в отрыве от жизни города – если не считать неудобств, которые терпели жители Стрельны из-за жёстких мер безопасности (о чём мы писали на прошлой неделе). Правда, посреди хода саммита американский президент Барак Обама вспомнил о своём обещании – встретиться с активистами гражданских и правозащитных организаций, дабы оказать им поддержку. Об этом написали многие издания – скажем, The Inquirer News.

«Прежде чем отправиться домой после саммита, Барак Обама встретился с девятью гражданскими активистами, чтобы убедить их в том, что он будет и дальше давить на российское правительство, пытаясь заставить его уважать права человека. Но он объяснил и то, почему это не всегда возможно.

— Он рассказал нам, как трудно ему бывает поднимать эти вопросы, особенно в отношениях с Россией и Китаем, — сказал глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. А Яна Яковлева – руководитель некоммерческого партнёрства «Бизнес-солидарность» — назвала встречу с Обамой «открытой и искренней». Американский президент отметил, что вдохновляется активистами вроде своих собеседников, но сказал, что его администрации приходится обдумывать свои слова и действия, чтобы не раздражать Россию.

— Главный его посыл был в том, что между двумя великими державами существует немало расхождений, и ему приходится, размышляя о том, какой вопрос поднять, тщательно взвешивать то, какое влияние это окажет на отношения в целом, — сказала Яковлева.

Игорь Кочетков из Российской ЛГБТ-сети, который также участвовал во встрече, добавил, что её участники пытались заставить Обаму более смело критиковать ситуацию с правами человека, сложившуюся в России.

— Мы попросили его более открыто подходить к оценке положения с правами человека в других странах, в том числе в нашей, — сказал он.

 

Zee News добавляет, что встреча проходила в гостинице неподалёку от аэропорта, из которого Обама улетал на родину после саммита.

«На встрече с правозащитниками Обама заявил, что «гордится» их работой.

— Та деятельность, которую вы ведёте здесь, жизненно важна для развития России, — сказал он. – Важно помнить, что в любой стране – здесь, в России, а также в США и по всему миру – любое разумное правительство старается убедиться в том, что создаёт достаточно пространства для функционирования гражданского общества.

По его словам, в это понятие входит «свобода прессы, свобода собраний и возможность для людей собираться вместе и сообща заниматься решением тех вопросов, которые их беспокоят».

 

Кроме того, как пишет Las Vegas Sun, во время саммита в Петербурге состоялось несколько протестных мероприятий. Правда, они не шли ни в какое сравнение с выступлениями антиглобалистов, которыми ещё недавно сопровождались все международные мероприятия такого уровня.

«Около двух десятков активистов вышли на улицы Петербурга, чтобы выразить протест против нового российского закона, запрещающего «пропаганду гомосексуализма», и привлечь внимание приехавших лидеров двадцати главных экономик мира. Митинг прошёл мирно – под бдительным присмотром нескольких сот полицейских в боевом обмундировании, которые разделили участников акции протеста и тех, кто пришёл высказать своё недовольство уже как раз защитникам гомосексуалистов.

Плакаты «Долой гомофобию в России!» и выкрики «Путин лжёт!» — намёки на уверения российского президента в том, что новый закон не ущемляет права сексуальных меньшинств – вот и всё, чем запомнилась пятничная (6 сентября – прим. ред.) акция. Один из её участников, Кирилл Калугин, заявил, что защита, которую обеспечили её участникам полицейские, была «демонстрацией, предназначенной для лидеров «Группы двадцати».

 

Кроме саммита, закономерно отвлекшего на себя внимание всех мировых СМИ – настолько, что количество других новостей, связанных с Россией, в это время резко убавилось – внимание иностранных изданий, как ни странно, привлекла петербургская дамба. Сетевое издание Gizmodo, посвящённое новостям высоких технологий, в рубрике «Машины-монстры» решило рассказать читателям об этом объекте. Вспомним его историю и мы:

«Когда Пётр Великий решил основать будущую – а ныне бывшую – столицу, город Санкт-Пеербург, он хотел создать «окно в Европу». Вышло так, что город стал скорее люком в Балтику. Чтобы защитить город от наводнения, было решено построить дамбу… на что понадобилось почти триста лет и 3,85 миллиарда долларов.

Видите ли, Петербург построен на осушённом приморском болоте, островах и низинах вдоль Невы – и целых 33 процента территории города с населением в 4,6 миллиона человек находятся в зоне возможного затопления. С 1703 года Нева поворачивалась вспять и затапливала город чуть ли не каждую осень. Это случалось 308 раз – то есть каждый год, а то и дважды в году. Самое страшное наводнение случилось в 1824 году, когда нагонная волна высотой в 4,2 метра залила всю низину, разрушив 450 домов и погубив несколько сот жизней. А ведь под угрозой находятся многие из самых драгоценных сокровищ и памятников петербургской – и российской – культуры.

Наводнения стали злободневным вопросом фактически с самого основания города. В 1727 году граф Захар Чернышов разработал первый план усмирения Невы при помощи череды дамб и затворов. Он не дожил, конечно, до воплощения своего плана – но в 1979 году (всего-то через два с половиной века) в Советском Союзе вернулись к этой идее. В итоге Комплекс защитных сооружений (КЗС) стал главным долгостроем в советской инфраструктуре.

И даже когда в начале 90-х пал «железный занавес», дамба была готова лишь на две трети. С распадом СССР в стране не стало средств на завершение проекта, и он был законсервирован на неопределённый срок. Работы возобновились лишь после того, как к власти пришёл Владимир Путин – в 2005 году он лично распорядился достроить дамбу. Это удалось сделать в 2011 году – через 32 года после начала стройки. Затраты составили 109 миллиардов рублей (3,85 миллиарда долларов).

КЗС – для горожан просто «дамба» — тянется на 26 километров, отделяя Невскую губу от остальной части Финского залива. 11 насыпных дамб, перемежающихся водопропускными и судопропускными сооружениями, идут на север от Ломоносова до острова Котлин, а оттуда – на северо-восток в сторону Сестрорецка.

Полоса из насыпного грунта и железобетона (на её возведение понадобилось 2 миллиона кубометров бетона, 42 миллиона кубометров породы и 100 тысяч тонн стали) на восемь метров возвышается над уровнем моря, и может защитить город от пятиметровой нагонной волны. Каждая дамба имеет ширину около 30 метров – этого достаточно, чтобы провести по ней шестиполосную автостраду. Есть на ней мост и 1200-метровый подводный тоннель (под Южный судопропускным сооружением С-1) – самый длинный подобный объект в России. Шесть водопропускных сооружений могут открываться и закрываться, чтобы промывать залив. Два судопропускных сооружения позволяют проходить через дамбу любым судам, а 30 очистных установок помогают делать воду в заливе более чистой.

Это циклопическое сооружение уже начало окупаться. В ноябре 2011 года – через неполных четыре месяца после ввода в эксплуатацию – дамба сдержала нагонную волну, и вода в пределах города поднялась всего на 1,2 метра (это даже меньше, чем официально установленный уровень, за которым начинается наводнение – 1,6 метра). Получилось, что дамба предотвратила 309-е наводнение в городе – и ущерб в 1,3 миллиарда рублей, который бы оно нанесло. А если учесть, что наводнение высотой в 3 метра наносит урон, в среднем, на 176 миллиардов рублей, то получается, что затраты на строительство дамбы в 50-70 раз меньше, чем пришлось бы потратить на ликвидацию всех наводнений, которые могут случиться за время её службы».