Site icon ИА «Диалог»

Мы понимали, что государство разрушено

Августовский путч — это совсем новые страницы истории нашей страны. Читая, и даже вспоминая их, кажется, что это было в какой-то другой стране, — и это действительно так. Сейчас сложно представить танки в Москве у Белого Дома, невозможно представить, что военные противостоят своему же народу.

Мотивы членов ГКЧП трактуют по-разному, но очевидно одно: эти люди хотели сохранить Советский Союз, но их действия поспособствовали лишь полному краху империи. Августовские события ознаменовали конец власти КПСС и стали одной из сильнейших причин распада СССР. Союзные республики одна за другой стали провозглашать независимость.

Тогда я был далеко от политики. В 1991 году работал вторым механиком в Балтийском Морском Пароходстве. В 90-е годы разрешалось раз в год за свой счет взять в рейс жену. Тогда мы с моей супругой Натальей были еще молодоженами, совсем недавно сыграли свадьбу, и, естественно, я воспользовался этим правом и взял с собой в рейс жену. Так совпало, что 19 августа 1991 года мы стояли в порту города Гамбург. Новости из Москвы для всего экипажа был шоком. Мы слушали радио, при том радио не советское — потому что советское радио ничего не рассказывало, — а слушали «Голос Америки», слушали «Радио Свобода», чтобы понять, что происходит в нашей стране. В тот же день пошел такой слух по пароходу (а пароход наш назывался «Кострома»), что возможно получить политическое убежище в Германии — для этого надо было уйти с борта корабля. Из нашего экипажа не ушел никто. Мы лишь шутили по этому поводу. В другом порту стоял пароход «Ильич» — там многие покинули судно. Немецкие власти давали три дня на принятие решения. Нам с женой это, конечно, и в голову не приходило. Хотя нас тогда не держало ничего. Детей у нас еще не было. Но мы об этом даже не думали. Только сейчас, вспоминая, понимаю, как сильно могла бы измениться наша жизнь. Мы вернулись из Гамбурга через 4 дня. А через несколько месяцев мы уже жили в другой стране. СССР прекратил свое существование. На тот момент судьба предоставляла нам множество неожиданных поворотов.

Происходящее в стране вызывало различные эмоции. Из-за отсутствия информации мы все очень плохо понимали, что происходит. То, что доходило по «Радио Свобода» и «Голосу Америки», было весьма тенденциозно. Но настроение было очень плохое: мы понимали, что государство разрушено, чувствовали неопределенность в своем будущем. Я планировал свое будущее, как будущее моряка — я не случайно закончил Макаровку. Но это будущее мне показалось проблематичным. Что оказалось правдой: через полгода я ушел из пароходства, появилась возможность заниматься своим бизнесом. Через несколько лет я стал заниматься политикой.

Путч развернул не только мою жизнь, но и судьбы всех жителей СССР. Моя жизнь развернулась через полгода. А моряков с парохода «Ильич» в этот же день. Кто-то и вовсе не смог пережить те политические и экономические потрясения, которые происходили со страной.

Из новейшей истории нашей страны все политики должны сделать определенные выводы — для того, чтобы не повторять подобных ошибок.

Член Совета Федерации Вадим Тюльпанов, специально для ИА «Диалог»