Несанкционированная акция в поддержку Алексея Навального, возможное изменение места проведения саммита G20 и балерина из Японии в труппе Мариинского театра — эти петербургские события привлекли на минувшей неделе внимание иностранной прессы. ИА «Диалог» представляет еженедельный обзор.
Radio France Internationale подробно освещает акции протеста, которыми сопровождалось вынесение приговора Алексею Навальному 18 июня, в том числе и в Петербурге:
«Около тысячи человек собрались на Малой Садовой улице для участия в «народном сходе» в поддержку Алексея Навального и Петра Офицерова, приговорённых в четверг к пяти и четырём годам соответственно по обвинению в хищении имущества Кировского областного государственного унитарного предприятия «Кировлес».
В начале июля, то есть ещё до оглашения приговора в городскую администрацию Санкт-Петербурга представителями движения «Весна» при участии организаций «Гражданская ответственность», «Молодежная Солидарность» и «Молодежный РПР-Парнас» было подано уведомление о проведении митинга на Конюшенной площади. После отказа в согласовании организаторы предложили властям ещё несколько мест для проведения митинга, в том числе площадку у театра Балтийский дом и Пионерскую площадь. Во всех этих местах, как объяснили в Смольном, якобы, уже было запланировано проведение различных мероприятий. В связи с этим организаторы акции объявили о проведении народного схода – мирного собрании граждан без флагов, плакатов и выступлений, а также без подачи уведомления, как записано в 31-й статье Конституции Российской Федерации.
Ещё до начала акции корреспондент RFI побеседовал с одним инициаторов «народного схода» — представителем движения «Весна» Александром Гудимовым. Он сообщил, что сам обвинительный вердикт Навальному и Офицерову для него не стал неожиданным, поскольку, как он выразился, «в конце концов, у судьи Блинова не было ни одного оправдательного приговора, и все понимали, что Навального признают, якобы, виновным».
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, заместитель председателя гражданского комитета регионального отделения партии «Гражданская платформа» Максим Резник в беседе с корреспондентом RFI сказал, что у него с Алексеем Навальным есть расхождения в плане политики. Однако, приговор Навальному и Офицерову кажется ему столь вопиющим нарушением законности, что он, будучи председателем комиссии по вопросам культуры, затрудняется подобрать лексику в оценке решения суда, чтобы она не противоречила нормативным правилам русского языка. «Если честно, я испытываю гнев и возмущение по поводу того, что произошло в городе Кирове. Это – показательная политическая расправа на глазах у всех».
Что же касается «народного схода» на Малой Садовой улице, то его участники, как и было заявлено, пришли без партийной символики и транспарантов. Тем не менее, все желающие могли получить экстренный четырёхполосный выпуск газеты «За Навального» и значки-бейджи с надписью «Дело против Навального – дело против меня».
Кроме того, некоторые из участников акции надели футболки с портретом блогера-оппозиционера. Над портретом была надпись «Навальный нормальный», а внизу – «Вор – Путин». Кстати, сотрудники полиции, которых на Малой Садовой, пор разным подсчётам было от сотни до двухсот человек, окружили собравшихся плотным кольцом и отправляли в автозаки, в первую очередь, именно тех, на ком были эти крамольные (с точки зрения власти) футболки.
Все остальные в момент задержания аплодировали задержанным, и кричали в адрес полиции «Позор!», «Долой полицейское государство!», «Свободу политзаключённым!» и «Россия будет свободной!». Кстати, одной из первых задержанных оказалась коллега Максима Резника по городскому парламенту и по региональному отделения партии «Гражданская платформа» Ольга Галкина».
В 2006 году Санкт-Петербург принимал саммит «Большой восьмёрки», на сентябрь 2013 года в городе намечена встреча «Двадцатки». Как выяснили авторы Washington Post, уже есть те, кто хотел бы перенести саммит G20 подальше от Петербурга – и от России вообще:
«Двое американских сенаторов в пятницу призвали президента Обаму задуматься о том, чтобы порекомендовать новое место для проведения саммита G-20 вместо Санкт-Петербурга в случае, если Россия предоставит убежище американскому разоблачителю Эдварду Сноудену и позволит ему остаться в стране.
Сенаторы Чак Шумер (Демократическая партия, штат Нью-Йорк) и Линдси Грэм (Республиканская партия, штат Южная Каролина) предложили проект резолюции, призывающей Россию отдать Сноудена – которого обвиняют в разглашении информации о шпионской программе США. В документе говорится, что «президенту следует рассмотреть варианты реакции – в том числе путём предложения иного места проведения саммита G20 в сентябре 2013 года, вместо Санкт-Петербурга». Кроме того, в начале прошлой недели Грэм предлагал властям США бойкотировать Олимпиаду-2014 в Сочи, если Россия даст Сноудену убежище».
Japan Daily Press со ссылкой на крупнейшую японскую газету Yomiuri Shimbun рассказывает о том, что в труппе Мариинского театра появилась первая балерина из Японии:
«Кумико Ишии училась во втором классе школы, когда впервые начала заниматься балетом. Большинство балерин сказали бы, что это очень поздно – особенно если стремиться к профессиональной карьере. Теперь ей 18 лет – и Кумико стала первой гражданкой Японии, которая стала частью престижнейшей труппы Мариинского театра из Санкт-Петербурга, одной из самых старых в мире.
Когда она была в пятом классе, она узнала многое о балете от русского педагога. После этого она впервые захотела стать танцовщицей Мариинского театра, который тогда ещё часто называли старым именем – Кировский. Девушка призналась, что часто смотрела записи выступлений на DVD. Российский балет знаменит по всему миру, и Кумико захотела перенять этот стиль. «Я подумала, что танцевать так же, как они, было бы просто красивее», — решила она.
Пройдя прослушивание в Вагановском училище, которое является партнёром Мариинского театра, она открыла для себя путь к реализации своей мечты. Училище названо в честь Агриппины Вагановой, которая разработала свою методику преподавания. Юная балерина из Японии, по её собственному признанию, чувствовала, что у неё получается хуже, чем у её российских сверстниц, но пообещала себе стараться на пределе сил. «Балет – единственное, чем я хочу и должна заниматься», — говорила она себе.
Балетная труппа Мариинского театра существует с 1740 года (она была основана как Императорский русский балет), но лишь в начале XX века в ней появились иностранные балерины. Здесь в своё время стажировалась Хироми Терасима, которая танцевала в Новом национальном театре в Токио.
Кумико Ишии призналась, что она восхищается примой Ульяной Лопаткиной. Если ей доведётся стать солисткой, она сравняется с другой азиаткой – Лизой Макуджей, которая в своё время стала первой иностранной солисткой Кировского театра. Но Лопаткину она обожает:
— Она – как богиня, — говорит японка. – Не уверена, что смогу стать такой же танцовщицей, как она, но я хочу добиться максимально высокого положения».
Подготовил Илья Снопченко, специально для ИА «Диалог»