Site icon ИА «Диалог»

Людмила Косткина: Мы не ждем, когда клюнет жареный петух, и правительство напишет закон

«Диалог» побеседовал с депутатом петербургского ЗакСобрания, председателем парламентской комиссии по социальной политике и здравоохранению Людмилой Косткиной о законодательных инициативах в соцсфере, «антитабачном» законе, донорстве крови, трансжирах и льготах на электрички.

К концу подошла очередная сессия ЗакСа. Подведите, пожалуйста, итоги работы Вашей комиссии и попробуйте дать оценку работе Законодательного Собрания в этом году.

Традиционно большой блок вопросов законопроектного плана посвящен социальной политике: это закон о возможности использования многодетными семьями средств материнского капитала на лечение детей, закон, направленный на предупреждение причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному и духовному развитию, и закон о правовых, организационных и экономических основах социального обслуживания населения.

В том числе, нашей комиссией подготовлено несколько отдельных законов и внесений изменений в действующее законодательство Санкт-Петербурга, которые уже вступили в силу. Это, прежде всего, касается большого базового закона «О бесплатной юридической помощи». Это и изменения в части предоставления мер социальной поддержки детям и матерям. Большая работа велась по корректировке «Социального кодекса Санкт-Петербурга». Расширен перечень объектов, куда можно доехать, воспользовавшись социальным такси. Это спортивно-оздоровительные учреждения, аптеки и другие объекты. Конечно, кое-где мы уточнили закон, потому что, например, сиделка предоставлялась льготным категориям нуждающихся. А что такое «нуждающиеся»? Это очень сложное понятие. Мы ввели медицинские термины. Ведь все хотят, чтобы сиделка находилась рядом с человеком. В то же время, введя медицинские показания и комиссионные решения по этой бесплатной услуге, мы написали, что все жители старше 80-ти лет имеют право на это.

Третьим большим и сложным был закон «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге». В соответствии с ним уточнен порядок содействия власти информационному обеспечению работы этих некоммерческих социально ориентированных организаций. Они будут обеспечены имущественной поддержкой, помещениями на льготной основе, и так далее. Я надеюсь, что предлагаемые законом меры позволят повысить эффективность работы некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Санкт-Петербурге.

В следующем парламентском году особое внимание будет уделено жилищной сфере.

Уже осенью на рассмотрение депутатов будет вынесен законопроект, касающийся правил формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья эконом-класса. Оно будет построено на землях Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.

Региональный закон станет неотъемлемой частью реализации федеральной политики по увеличению объемов строительства доступного жилья и снижению его стоимости для простых граждан.

Мы дали ряд поправок в федеральные законы, в трудовом кодексе чуть-чуть подкорректировали — первоочередной задачей всех субъектов служб занятости является трудоустройство инвалидов. Эта поправка очень важна, потому что все, что мы предлагали по квотам полностью проблем не решает. По мере возможности, мы обязаны их учить, давать профессию и трудоустраивать, несмотря на их группы инвалидности. Так, до конца этой сессии должен быть принят федеральный закон «О социальном обслуживании населения в РФ» с учетом поправок нашего Парламента. В том числе, в этом году наша комиссия приняла поправку в Воздушный кодекс России. Авиакомпания, независимо от формы собственности, обязана принимать на борт и сопровождать на людей с ограниченными возможностями.

Какие профессии выбирают молодые инвалиды?

Дизайнеров, юристов, бухгалтеров… Например, обращается ко мне молодой человек. У него прекрасная голова, но не работают руки и ноги. Есть много профессий, в которых люди ограниченные по здоровью могут себя реализовать.

Людмила Андреевна, очень интересна Ваша эмоциональная оценка работы ЗакСа.

Совсем недавно, подписывая Совместный план законопроектной работы на 2013 и 2014 годы, председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Серафимович Макаров отметил, что мы действовали дружно и сплоченно. Как одна команда, общей задачей которой является стабильное развитие Санкт-Петербурга и повышение благосостояния каждого жителя. Я полностью согласна с таким мнением. А, подводя итоги работы постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению, хочу привести немного цифр, которые в полной мере дадут оценку нашей работы. Комиссия провела 34 заседания, на которых было рассмотрено 206 вопросов. На рассмотрение Законодательного Собрания было внесено 9 законопроектов и 14 проектов постановлений и решений Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Это хорошие и качественные законы, которые почти все были подписаны Губернатором города.

На Ваш взгляд, в этом созыве ЗакС стал самостоятельнее?

Идет действительно законотворческая работа. Не скажу, что так происходит во всех комиссиях. Нет, конечно. Но видно, что законотворчеством занимаются более глубоко и осмысленно.

Мы не ждем, когда клюнет жареный петух, и правительство напишет закон. У нас большой поток обращений граждан, поэтому, анализируя их, депутаты видят много городских проблем.

Я вижу, как они ставят эти вопросы. Наряду с непродуманными, популистскими предложениями есть очень даже серьезные. На мой взгляд, их достаточно.

Вы столько лет проработали в исполнительной власти. Что Вас больше вдохновляет: законотворчество или исполнительная власть?

Действительно, в исполнительной власти я проработала 26 лет. Была главой района, вице-губернатором. Если говорить от души и честно, то только сейчас, в этом году, я поняла, что законотворчество — это очень интересно. Ни одну программу нельзя было реализовать, пока не было закона. Безусловно, мне приходилось участвовать в написании, корректировке и обсуждении законопроектов. Но моя нынешняя работа позволяет более широко и масштабно посмотреть на законотворческую деятельность не только нашего субъекта, но и всей Российской Федерации. Сегодня я более глубоко и серьезно могу заниматься анализом, экспертизой и сравнением инициатив, например, других субъектов. Это интересно. Безусловно, на прошлой работе у меня просто не хватало на это физического времени. Эта работа более спокойная, но не менее интересная.

Недавно вы были на акции «Поезд доноров». Расскажите, пожалуйста, о будущих инициативах и планах в этой сфере. И как воспитать наших доноров так, чтоб им не нужно было материальное поощрение?

Со вступлением в силу федерального закона «О донорстве крови и её компонентов» у медиков и общественности возникло очень много вопросов. Прежде всего, он установил новую меру социальной поддержки — обеспечение донора в день сдачи крови или ее компонентов бесплатным питанием за счет организации, осуществляющей деятельность по заготовке донорской крови. Отчасти, это очень хорошая норма. Приведу пример.Когда я лично, участвуя в ежегодных акциях, сдавала кровь, то после процедуры мне всегда хотелось бежать дальше. Но, после того как я вставала с кресла, у меня, частенько, кружилась голова. Нужно было выпить горячего чая, съесть печенье. Поэтому за питание в федеральном законе я была двумя руками «за».

Чтобы привлечь внимание на сложившуюся ситуацию, мы обратились к губернатору Санкт-Петербурга, где отметили, что в городе не видна работа советов по донорству крови при губернаторе Санкт-Петербурга и главах администраций районов Санкт-Петербурга, отсутствуют пропаганда донорства и социальная реклама. Ранее данная работа проводилась очень активно, и проблем с наличием в городе запасов донорской крови не имелось.

Сегодня, когда целью нового федерального закона является безвозмездное донорство, необходимы пропаганда и развитие донорства. Это относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, и данная работа должна быть продолжена в Санкт-Петербурге незамедлительно. После нашего обращения работа в этом направлении сдвинулась.

В связи с тем, что в федеральном законе проблему сняли, никаких поправок наша комиссия предлагать не будет. Но продвигать все, что касается добровольного донорства, — это наша общая задача.

Раз уж зашла тема здоровья, очень интересно, какие, как Вы думаете, есть слабые места у федерального «антитабачного» закона? Нужно ли было его вводить постепенно, и с какими инициативами в этот закон выходила комиссия?

Федеральным законом «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» предлагается запретить курение на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания услуг в системе образования, услуг учреждений культуры, органов по делам молодежи, услуг физической культуры и спорта, жилищных услуг, гостиницах, средств размещения для временного проживания туристов, на рабочих местах и в рабочих зонах в помещениях, на отдельных транспортных средствах и в ряде других мест. В основном в перечень включены помещения и территории общественного использования.

Наша комиссия предложила поправку в этот закон. В соответствии с действующими формулировками отсутствует запрет на курение в местах общего пользования в коммунальных квартирах и общежитиях. Такое положение вещей виделось необоснованным и нарушающим интересы граждан на защиту от негативного воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека. Это недоразумение, которое стало следствием разночтения жилищного кодекса. Члены комиссии уверены, что таким образом мы сможем защитить людей с астмой и бронхитом, проживающих в коммунальных квартирах. В том числе, считаю, что у органов внутренних дел впереди еще большая работа по административным наказаниям, определению размеров штрафов. Это строго, да. Но, все равно, надо какие-то шаги делать.

Я курильщиков отчасти понимаю, по-человечески. У меня, например, брат курит, много лет уже. Много раз пытался бросить, но не получается. Но если человеку создают неудобства и при этом он сам понимает, что это неправильно, то он станет чаще задумываться на эту тему и приспосабливаться.

Людмила Андреевна, ЗакС принял ограничение использования трансжиров в производстве. Насколько этот закон нужен и не пострадает ли от него бизнес? Стоит ли, на Ваш взгляд, окончательно запретить энергетики?

Если на Западе уже очень серьезно ограничено употребление, выпуск и производство энергетических напитков, то у нас это стало «бедой». Наши дети очень быстро становятся алкоголиками, «благодаря» употреблению этих баночек, причем повсеместно. Это происходит и в студенческих, и школьных коллективах, потому что дешево, просто, доступно и сладко. А врачи — наркологи, психиатры от этой «химии» просто в панике. Выступая на одном из круглых столов, организованных «Парламентской газетой», с участием представителей Совета Федерации РФ, Федеральной службы по наркоконтролю, органов внутренних дел, мои опасения были услышаны. Сейчас уже эта тема активно обсуждается на федеральном уровне.

Что касается трансжиров. Я сама внимательно смотрю — там, где написано «растительные жиры» может быть то самое гидрогенизированное пальмовое масло. И если молодые еще могут как-то пожить с этим, то для пожилых людей с их сосудами это вообще неприемлемо. А ведь все наши кондитерские перешли на эти жиры — печенье дешевое, рулеты, мороженое. Мы за то, чтобы производители честно писали состав продукта. Горожане сами хотят знать, сколько этих жиров в блюде, и какая в нем калорийность. Поэтому я считаю, что это совершенно правильное требование и правильная постановка вопроса.

В продолжение разговора об инициативах ЗакСа. Было предложение у депутата Марины Шишкиной ввести круглогодичный льготный проезд на электричках. Но его не одобрили. Есть ли, на Ваш взгляд, у этой инициативы будущее?

Сегодня такой вид проезда на 95% финансируется из федерального бюджета. Как мы можем говорить тогда о расширении категорий? Сначала нужно иметь заключение федеральных органов. Если бы было четкое решение Министерства финансов РФ, что они готовы финансировать этот вопрос, то, скорее всего, инициатива эта была бы одобрена. Лично я считаю, что это не совсем правильно.

Студентам мы даем льготу на время обучения. А на лето город предоставляет льготный проезд двум миллионам пенсионерам для поездки на дачу, а также многодетным семьям. У нас и так много иждивенчества с советских времен, когда те же инвалиды не могли устроиться на работу. Работайте летом, зарабатывайте деньги, есть столько рабочих мест, молодежная биржа труда и т.д. В том числе, талантливых студентов, аспирантов у нас поддерживает правительство — до 300 грантов в год.

Обсуждая проезд, не могу не сказать о принятой на последнем заседании Парламента перед летними каникулами поправку в городской Социальный кодекс. Теперь петербургские многодетные семьи имеют право приобретать билеты на пригородные электрички на льготных условиях — всего лишь за 10% от их стоимости не только на территории Петербурга, но и на любой железнодорожной станции.

Беседовала Полина Полещук / ИА «Диалог»