Находящийся в разработке единый учебник истории для средней школы выражает официальную позицию государства на те или иные исторические события, но отнюдь не означает единственной правды истории. Такое мнение ИА «Диалог» высказал член Совета по правам человека, телеведущий Максим Шевченко.
«Я считаю, что это [создание единого учебника истории] крайне необходимая задача, которую очень даже реально решить. Это не значит, что других учебников истории детям читать не надо, или это запрещено. Единый учебник истории не означает единственной правды истории. Он просто выражает некую официальную позицию государства при взгляде на те или иные исторические события. Любое государство имеет свою официальную позицию при взгляде на вопросы истории. Допустим, в немецких школах нет учебников, хотя они могли бы быть, в которых рассказывается о трагической правде Гитлера. Там есть выработанный государством однозначный взгляд на события XX века. Плохой он или хороший – это сейчас мы не обсуждаем», — сказал Шевченко.
Он также отметил, что не видит проблемы в том, что в новом учебнике будет представлена неполная картина истории России, в частности, период правления Владимира Путина.
«Государство не обязано давать полную картину. Государство в едином учебнике дает не полную картину, а дает официальную позицию. Вам не нравится – читайте доклад общества «Мемориал». Кто запрещает? Я эту проблему вообще не понимаю. Я вижу здесь борьбу группы интеллигентов с государством за право диктовать свои условия государству, потому что тот, кто контролирует историю, во многом контролирует политику. Понятно, что государство, правящая политическая сила, контролирует историю, исходя из своих каких-то представлений о ней. Были бы представления! А то долгие годы мы жили вообще без представлений об истории», — пояснил телеведущий.
Напомним, о необходимости создания единого учебника истории заявил в феврале 2013 года Владимир Путин. Ожидается, что в новом стандарте преподавания истории будет сделан акцент на воспитание школьников в духе патриотизма. Предварительный вариант учебника вызвал широкое обсуждение в СМИ, поскольку в нем, в частности, в перечне дат, связанных с правлением Путина, отсутствует упоминание об экс-совладельце ЮКОСа Михаиле Ходорковском и второй чеченской войне.