Идея создания единого учебника истории для средней школы абсурдна, поскольку в стране не выработано единой позиции по «узловым» вопросам национальной истории. Такое мнение ИА «Диалог» высказал историк Игорь Чубайс.
«Идея единого учебника абсолютно абсурдна. То есть, конечно, в нормальной стране существует согласие по ключевым вопросам, по узловым вопросам национальной истории, и тогда учебники пишутся по господствующей концепции. Но у нас нет согласия, нет понимания по самым главным вопросам XX века. Наше общество не определилось. Не определилось, потому что власти постоянно морочат голову, нет ответа на вопрос: 70 лет советских – это высшее достижение нашей цивилизации или чудовищная национальная катастрофа? У нас нет ответа на вопрос, вообще наша история едина, или в 1917 году произошел разрыв?<…> Поскольку мы не знаем свою историю, не пришли к единым решениям, то в этой ситуации выстраивать единый учебник [истории] — это насилие над мыслью, над историей», — сказал Чубайс.
По его словам, перед тем как приступить к написанию единого учебника, необходимо провести гражданские и научные дискуссии и открыть архивы, документы в которых до сих пор уничтожаются. Чубайс также отметил, что самую большую сложность для историка представляет оценка современного этапа развития государства.
«Современность – это всегда самая сложная проблема для историка, потому что должно пройти время, чтобы сформировалась оценка. Это уже проблема такая универсальная. Никто бы не мог написать бесспорную историю США во времена Джорджа Буша-младшего, пока этот Джордж Буш сидел в Белом доме», — пояснил эксперт.
Напомним, о необходимости разработки единого учебника истории России для средней школы заявил Владимир Путин 19 февраля 2013 года на заседании Совета по межнациональным отношениям. По словам президента, учебник должен быть написан хорошим русским языком, без внутренних противоречий и двойных толкований. Авторы нового учебника истории отмечают, что он будет воспитывать школьников в духе патриотизма, гражданственности и межнациональной терпимости.