Внимание иностранной прессы на прошлой неделе привлекли несколько петербургских событий. В первую очередь это трагическое известие о смерти режиссера Алексея Балабанова. Кроме того, зарубежные СМИ писали о согласованном ЛГБТ-митинге на Марсовом поле и задержанном 18-летнем националисте Павле Стогове.
Иностранная пресса пишет о скончавшемся в Петербурге режиссёре Алексее Балабанове, прощание с которым проходит во вторник.
«В возрасте 54 лет умер режиссёр, который в своих культовых фильмах о преступности и чеченской войне запечатлел суть первых постсоветских лет России», — так начинается материал агентства France Presse, который цитируют, в частности, газеты The Nation (Пакистан), The Oman Tribune (Оман) и The Peninsula (Катар).
Издания цитируют запись Дмитрия Медведева, которую он сделал на своей страничке в соцсети Facebook:
«Фильмы Алексея Балабанова – это коллективный портрет нашей страны в самый драматический период её истории. Мне нравились его работы. Уход талантливого режиссёра – великая потеря и для друзей, и для поклонников. Соболезную».
«Балабанов снял 16 фильмов, и на момент смерти был занят работой над новой лентой, но в России его запомнили, в первую очередь, благодаря классическим фильмам «Брат» и «Брат-2». В них рассказывается история молодого человека, которому пришлось жить в мире насилия и преступности – сначала на улицах родного для режиссёра Санкт-Петербурга, а во второй части и в Чикаго. Первая часть – повествование о раннем постсоветском времени, когда законов фактически не было, а жизнь, казалось, состояла из одного хаоса, вторая рассказывает о том, как разбогатевших сомнительными способами россиян неизбежно тянет на Запад.
Особенно критики хвалили вышедшую в 2007 году ленту «Груз-200» (под таким шифром во время непопулярной в обществе Афганской войны фигурировали гробы с телами павших в боях). «Это особый фильм, — записала в «Твиттере» популярная телеведущая и оппозиционерка Ксения Собчак. – Он – о человеческом равнодушии, а это – ад». Широко признан был и фильм «Война» — о Чечне.
«Это трагедия – огромная трагедия для российского кинематографа», — написала в субботу газета «Коммерсант».
По словам друзей усопшего, режиссёр несколько месяцев назад узнал о том, что смертельно болен, но продолжал работу».
«Кинокритик Михаил Трофименков называл Балабанова «лучшим российским режиссёром последних двух десятилетий, — продолжает тему «Радио Свобода» (RFE/RL). – Многие из его фильмов – в том числе «Война», «Жмурки» и «Мне не больно» — считаются мощными антивоенными заявлениями. Его работы ценят за смесь чёрного юмора с острой социальной критикой».
«Балабанов снял свой первый фильм, «Счастливые дни», в 1991 году, — приводит справку американское агентство UPI (впрочем, в официальной фильмографии этот фильм первым не является – прим. ред.). – Прорывом же для него оказалась вышедшая в 1997 году криминальная драма «Брат», удостоенная в том же году Гран-при фестиваля «Кинотавр». Международную славу ему принёс фильм «Война» 2002 года, рассказавший о войне в Чечне».
Вторая тема, заинтересовавшая на минувшей неделе иностранные СМИ – это санкционированный митинг в поддержку ЛГБТ-движения, проходивший на Марсовом поле, который едва не завершился столкновениями.
«Согласованное мероприятие пытались сорвать десятки агрессивно настроенных молодых людей с дымовыми шашками, а также религиозные активисты, — отмечает BBC. — «Радужный флешмоб», приуроченный к Международному дню борьбы с гомофобией и трансфобией, организаторы посвятили жертвам гомофобии. В частности, собравшиеся почтили минутой молчания погибшего в Волгограде жителя города Владислава Торнового».
В первую очередь отмечается, что полиция на этот раз выступила на защиту митингующих от агрессивной толпы.
«Для того, чтобы чтобы участники акции в Петербурге смогли отпустить в небо траурные черные воздушные шарики, а также традиционные для радужных флешмобов разноцветные, организаторам и сотрудникам правоохранительных органов пришлось проделать большую работу.
Участок на Марсовом поле, отведенный властями Петербурга под так называемый «гайд-парк», был огорожен металлическими конструкциями и оцеплен, и пускали внутрь него только по паспортам. Сами участники акции прибыли на место на автобусах — и на них же были вынуждены выбираться под охраной полиции и ОМОНа.
Полиция учла опыт прошлого года (тогда протестующие пытались погнаться за автобусами с активистами ЛГБТ, но, перепутав транспорт, побили мигрантов): в этом году силовики проконтролировали отъезд автобусов до Троицкого моста, и препятствовали их преследованию. Кроме того, были усилены меры безопасности вблизи станции метрополитена «Горьковская», где могли произойти столкновения.
По данным ГУВД Петербурга, на акции побывало 260 человек, причем большая часть присутствовавших выступала против ее проведения.
В ответ на лозунги участников мероприятия в поддержку ЛГБТ «Фашизм не пройдет!», их противники из-за ограждения кричали: «Петушизм не пройдет». Они бросали в сторону участников акции дымовые шашки и даже камни.
Обозначить свою принадлежность к какой-либо организации в беседе с корреспондентом BBC противники акции отказались, а своей целью называли «убийство всех геев». Впрочем, состав противников на сей раз не был однородным: это была не только агрессивно настроенная молодежь, но и люди в форме ВДВ, православные активисты и пара мирно протестующих с плакатами.
В ходе акции, которую представители правоохранительных органов приняли решение сократить «в связи с созданием реальной угрозы для жизни и здоровья граждан» примерно до 15 минут, были задержаны три человека. Им вменяется «мелкое хулиганство»».
GMANet, продолжая тему, проводит параллели между событиями в Петербурге и Тбилиси, где в этот же день толпа враждебно настроенных горожан и церковников фактически разогнала митинг «радужного сообщества».
«Священники и тысячи простых грузин пробились через барьеры, выставленные полицией вокруг кучки манифестантов – всего около 50 человек – отмечавших на одной из площадей Тбилиси Международный день борьбы с гомофобией. Демонстрантов вынудили спасаться в автобусах. А в Петербурге агрессивная толпа – в основном мужчины – бросала через заграждения дымовые шашки, скандируя оскорбления. И здесь перед лицом подавляющего численного превосходства «противника» участники акции поспешно ретировались в автобусы.
«Сталин бы вам показал – сослал бы вас всех к чёрту!» – прокричал вслед отступающим человек в «городском» камуфляже. Отношение к гомосексуалистам в России и других странах бывшего СССР и доныне во многом созвучны репрессивной политике советских времён, когда содомия каралась пятью годами тюрьмы. Православная церковь – сильная [и в России, и в Грузии] – также влияет на отношение к этой проблеме.
«На митинге настроение было похоронное, потому что число вызванных гомофобией преступлений в России растёт», — сказал глава российской организации «Равноправие» Юрий Гавриков. – «Их совершают те же люди, которые не считают нормальными евреев и чёрных, а геев и лесбиянок воспринимают как граждан второго сорта»».
А Bloomberg Businessweek, чей петербургский корреспондент представил свой репортаж с места событий, прямо называет тех, кто атаковал участников митинга, скинхедами.
«Бритоголовые, вооружённые дымовыми шашками, напали на геев, проводивших первый санкционированный митинг в центре Санкт-Петербурга – города, где в марте прошлого года было положено начало «запретам на пропаганду гомосексуализма». Полицейские барьеры отделили сотню поборников прав сексуальных меньшинств от превосходящих их численностью как минимум вдвое «православных активистов» (как называли себя эти люди).
Участники мероприятия прибыли на автобусах с радужными флагами и цветными шариками, и выкрикивали лозунги вроде «Позор фашистам!» Продолжалось всё около 15 минут; была и минута молчания в память убитого в Волгограде мужчины (местная полиция расследует это преступление как совершённое по мотивам ненависти).
«Этот митинг был организован в качестве напоминания гражданскому обществу о правах гомосексуалистов», — сказал Ольга Ленкова, представительница правозащитной организации «Выход». Она отметила, что подобное мероприятие одобрено в городе впервые с ноября 2011 года.
«Позорно, что подобное может происходить в Санкт-Петербурге», — прокомментировал случившееся законодатель Виталий Милонов, автор приснопамятного закона. – «Нормальные граждане должны бороться за нормальные семьи».
Кстати, Милонов добавил, что пришёл понаблюдать за митингом».
Business Special Report (BSR Russia) обращает внимание на то, что 14 мая в Петербурге был задержан предполагаемый главарь молодёжной экстремистской группировки – 18-летний Павел Стогов, подозреваемый в организации нескольких нападений на антифашистов и мигрантов:
«По данным ГСУ СК по Санкт-Петербургу, его группировка за последний год совершила как минимум девять нападений с применением холодного оружия. «По девяти адресам проведены обыски, — говорится в заявлении ведомства. – В их ходе было обнаружено большое количество экстремистской литературы – в том числе в электронной форме – а также сотовые телефоны».
Стогова следователи считают не только организатором, но и непосредственным участником нападений. «Его подозревают в хулиганстве: так, в ночь на 28 декабря 2012 года он вместе с другими лицами, в том числе несовершеннолетними, напал в переходе между станциями метро «Пушкинская» и «Звенигородская» на двоих местных жителей, нанеся одному из них не менее трёх ножевых ранений», — продолжает следственное ведомство. Павел Стогов арестован, ему будет предъявлено обвинение. Следствие продолжается.
Вспомним, что в феврале правоохранительные органы Петербурга провели мощный рейд в Апраксином дворе, задержав 271 человека – по официальным данным, в поисках членов экстремистского «Петербургского джамаата». А в апреле ФСБ задержала в Москве более 140 подозреваемых в экстремизме. Спецоперация проходила в молельном доме «Дар-уль-Аркам» на юге столицы, на Даниловской набережной. Так что экстремизм наступает с обоих флангов».
Подготовил Илья Снопченко, специально для ИА «Диалог»