Site icon ИА «Диалог»

Сергей Бычков: В кругосветку прежде всего нужно взять себя

SONY DSC

Осенью прошлого года завершилось амбициозное кругосветное путешествие – парусная яхта с российским флагом «Скорпиус» вернулась к берегам нашей страны. В числе бортовой команды были двое петербургских ребят из СПбГМУ имени Павлова – Сергей Бычков и Вадим Бородин. Фактически титулованный мореплаватель Сергей Бычков рассказал «Диалогу» о далеких берегах, опасностях кругосветки и о самом необходимом в путешествии.

Немало людей мечтает побывать в кругосветном путешествии. Однако так повезло именно тебе. Что, на твой взгляд, стало главной причиной твоего попадания на «Скорпиус»?

Помимо сильного желания и постоянного намерения, я бы отметил готовность. Такие предложения всегда появляются внезапно. Ты должен быстро сделать выбор: между привычной и размеренной жизнью, где, помимо каждодневной суеты, есть близкие тебе люди, друзья и любимые занятия; и новым, доселе неизведанным для тебя миром. Со всем этим ты должен распрощаться на неизвестное количество времени, если не навсегда.

Помню, когда появился “Контакт”, в строчке “о себе” у меня была фраза – “брошу универ ради кругосветки”. Можно сказать, так и вышло, летом я поступил в ординатуру, с которой в этот же год я распрощался, ни капельки об этом не жалею. Кроме института, ради мечты, были отданы в жертву и отношения с девушкой… Значит, так должно было быть. Поэтому, я считаю готовность одной из главных черт путешественника.

И, конечно же, я не могу не сказать про моего друга и постоянного спутника в этом незабываемом путешествии — Вадика Бородина, который порекомендовал меня капитану. При всей моей «готовности», никакого путешествия на «Скорпиусе» без его помощи у меня бы не вышло.

Что нужно с собой брать, если едешь в кругосветку? И что не стоит?

Когда идешь в кругосветное путешествие, главное – «взять себя» — все знания и опыт, которые ты накопил на протяжении всей жизни. Поверьте, они вам пригодятся! От умения забивать гвозди до математических знаний.

Назови несколько предметов, которые обошли с тобой земной шар.

Вещей с собой я взял не много. Капитан обеспечивал нас всем необходимым: хорошим яхтенным инвентарем, отличным питанием и самой лучшей командой. Последнее самое главное.

Из таких памятных вещей, от начала до конца со мной прошел флаг «Зенита», с которым я старался фотографироваться в каждом порту. Мой небольшой рюкзак, я его всегда брал во время высадок на берег. Самый простой мобильный телефон с функцией фонаря, чтобы послать родителям долгожданную смс. Учебник английской грамматики. Думаю, вам объяснять не надо, что без английского никуда, особенно в море. И последнее — обещание маме, что я обязательно вернусь живым!

По чему больше всего скучали из того, что оставили в России?

Наверное, больше всего мы скучали по питерской весне. Мы вспоминали ее тысячу раз: это короткое, но самое яркое событие нашего города. Почему? Да у любого жителя нашего города с этим непродолжительным периодом связаны самые важные, солнечные и счастливые воспоминания, в которых присутствует любовь, друзья и приятная беззаботность белых ночей. Именно этого мне будет не хватать в любом уголке нашего мира.

А сколько раз посещало желание остаться и не возвращаться?

Не знаю, думаю, что в формате нашей экспедиции об этом не могло быть и речи, мы все время находились в движении, и у нас была цель. Даже если в каком-то чудесном месте хотелось сойти, то все равно это превратилось бы в очередное путешествие, в виде длительного возвращения домой.

А были такие моменты, когда было по-настоящему страшно? Шторм, например…

Страх — достаточно растяжимое понятие. Сказать, что никогда не было страшно — сказать неправду. Но, наверное, не было моментов, где было так сильно страшно, что бы мы теряли голову и вели себя неадекватно.

Самый страшный момент в море — это когда сильная волна сбивает тебя с ног и ты в это время, нарушив все правила безопасности, не пристегнут к страховке. Такое было несколько раз. Возникает состояние секундной паники, в течение которой у всего твоего организма есть лишь одно стремление — схватиться за что-нибудь неподвижное. В эту секунду, когда рука находит леер, поручень или хотя бы какую-нибудь неровность, ты впиваешься в нее с невероятной силой. Но нужно быть осторожным, сколько бы сил не придавал страх, их не хватит в борьбе с многотонными волнами.

Вспоминается момент, когда мы попали в самый сильный шторм, можно сказать в два подряд. Произошло это в море Содружества, у берегов Антарктиды. В наших планах было зайти на первую российскую антарктическую станцию «Мир». Но ураганный шторм, налетевший на нас, изменил все наши планы. Ветер скоростью в 60 узлов разорвал нашу геную (один из основных парусов) в клочья. Пострадала вся яхта, была разгромлена палуба, вырваны кресла, в море смыло нашу спутниковую антенну. Мы остались без связи среди 30-метровых волн и свистящего ветра. Вся команда сидела в рубке, в полной экипировке и готовая к любым действиям при необходимости. На палубу выползали, только чтобы подобрать концы, которые постоянно смывались волной. Одновременно было страшно и наоборот. Такие минуты объединяют команду. Мы смотрели на наших опытных товарищей, и страх растворялся в их глазах, наполненных твердостью и уверенностью.

SONY DSC

Помню еще один случай. Мы уже убегали из ледяной Антарктики, пересекая коварный пролив Дрейка – он славится у моряков дурной славой. Видимо, он не хотел отпускать нас просто так домой. Я отстоял вечернюю вахту, пошел к себе в каюту, которая была в носовой части корабля. Дул левентик, и чтобы идти на парусе, нам приходилось идти зигзагом под острым углом к ветру и волне. Волны со всей силой бились об яхту, удар приходился как раз в то место, где была каюта. Раздавались громоподобные звуки, я невольно вздрагивал, а иногда соскакивал с кровати. Лежа в темноте, пытаясь уснуть, в голову начинают лезть разные неприятные мысли — а что, если эти тоненькие 6 мм стали не выдержат напора, и нас всех смоет в холодное море…

Насколько я знаю, порой вы могли быть в открытом океане около месяца, не приставая к берегам… Каково было встретиться с землей?

Так как мы подолгу проводили время в открытом море, то любая встреча с землей была необыкновенной радостью. Путешествие было необычным и нестандартным — на нашей яхте было много поломок, которые мы безостановочно устраняли. Так что каждый день на суше начинался с работы, а гулять мы отправлялись только вечером. Но это нисколько не отразилось на наших впечатлениях и приключениях.

Незабываемой была встреча с южной Патагонией. После 10-дневного перехода перед нашими глазами открылся удивительный мир — мир, где люди ходят вниз головой по сравнению с Петербургом. Мы были рады зеленому цвету холмов, прозрачности спокойной воды, гостеприимству чилийцев. Кстати, оказалось, что мы с ними еще не раз столкнемся в нашем плавании.

Был еще такой незабываемый момент. Мы с Вадимом пошли в местный яхт-клуб, который находился на подтопленной старой барже. Наш механик, мягко сказать, там засиделся, и нам надо было его забрать. Открыв дверь в клуб, мы за секунду очутились в каком-то интернациональном месте, где по велению волшебной палочки собрались путешественники со всех уголков мира. Это место было неподвластно времени и языку. Все понимали друг друга с полуслова. Ром был дешев и вкусен. Вернулись мы очень поздно, конечно же, захватив с собой механика. Но от капитана и старпома получили заслуженный «втык»!

А если говорить о самых красивых и нетронутых цивилизацией местах, какие бы ты выделил?

Я бы отметил остров Южная Джорджия, который располагается на юге Атлантического океана. Фантастическая природа с большим количеством зверей и птиц. Наша яхта остановилась в маленькой бухте, окруженной величественными фьордами и украшенной многочисленными водопадами с кристально чистой водой. Вокруг яхты плавали любопытные морские котики, а на берегу нежились морские слоны и королевские пингвины. Казалось, что мы попали в машину времени и перенеслись в доисторическую эпоху, которая еще не ведома человек.

Из подарков цивилизации в нашем сердце навсегда останется чилийский город Вальпораисо — жемчужина океана, город лестниц и фуникулеров. Прибыли мы в него после продолжительного путешествия вокруг Антарктиды, эмоционально вымотанные и соскучившиеся по теплу и солнцу. В Вальпе мы нашли все: безоблачную погоду, хороших людей и живописную архитектуру. Чилийцы удивительно дружелюбный народ. Совсем незнакомые люди приглашали нас в гости, знакомили с мамами, пели с нами песни, танцевали. В чужой стране мы чувствовали себя как дома. Наверно, вот место, откуда не хотелось уезжать!

Знаете, когда рассказываешь о путешествиях, то не хочется останавливаться…

Пока вас не было дома, доходили ли до вас новости из мира политики, в том числе и в России?

В путешествии мы старались отдыхать от средств массовой информации. Но каждый раз, когда мы отправляли почту себе, команды, стартовая страничка поисковика невольно держала нас в курсе дела. Помню негодование нашего матерого и многоуважаемого старпома Александра Стасюкевича о сдаче Ливии. Он обвинял в этом экс-президента Медведева, при этом, не скрывая симпатий к нынешнему президенту Путину. Последнего он считал наилучшим выбором для российского народа.

Расскажи о какой-нибудь безумной выходке вас, русских ребят, в какой-нибудь из точек земного шара.

Наверное, безумной выходкой можно назвать прогулки по фавелам ночного Рио-де-Жанейро. Может, нам повезло, или слава о фавелах приукрашена, или вид российских моряков настолько суров, что ни кто к нам не решался подойти, но все закончилось благополучно.

Кстати, профессиональные знания таки пригодились в дороге?

К счастью, мне и Вадиму по-настоящему не удалось воспользоваться нашими врачебными знаниями. В основном это были ушибы, порезы, и отиты. Да и слава Богу. Зато было бескрайнее поле действия во второй мой функции на корабле, как видеоператор, фотограф, журналист и айтишник.

Куда хочется поехать после исполнения такой грандиозной мечты?

Замечали ли вы когда-нибудь, что возвращаясь в какой-нибудь город вы обязательно приходите на улицы, на которых были в прошлый раз. Так же и здесь: хотя мир бесконечно велик, но, при возможности, я с удовольствием посетил бы все места, без исключения. Путешествия и приключения – они как наркотик, идти по дороге хочется больше и больше. В Петербург я вернулся, чтобы уверенно освоить свою профессию, но в моей голове уже роится множество авантюрных планов. Думаю, они сбудутся, ведь мечты сбываются! Я это знаю.

Беседовала Полина Полещук / ИА «Диалог»