Site icon ИА «Диалог»

Эдуард Пичугин: «Ленфильм» сегодня — кинематографическая мекка в Петербурге

Полгода назад ситуация с возможной приватизацией «Ленфильма» наконец-то разрешилась: была утверждена концепция развития и новый менеджмент. ИА «Диалог» поговорил с генеральным директором студии Эдуардом Пичугиным о том, как эта концепция претворяется в жизнь, а также об Алексее Германе и его последнем фильме «Трудно быть богом».

Первый вопрос, от которого, наверное, зависит все остальное, — это финансирование. Когда студия получит первые деньги на развитие?

Буквально на прошлой неделе было подписано постановление правительства России о госгарантиях по кредиту для «Ленфильма». Прежде всего, это сделано для сохранения и возрождения «Ленфильма», банк не сможет отчуждать какую-либо собственность киностудии в случае непредвиденной ситуации, чтобы, например, здания в историческом центре не перешли в частные руки. Поэтому президент принял решение предоставить госгарантию с полным покрытием тела кредита. Для этого пришлось принимать специальные правила предоставления такой гарантии правительству, для чего нужно было пройти сложный путь согласований.

Дальше мы выбираем банк. Предоставление кредита под госгарантию выгодно для любого банка, потому что при проверке регулятор (Центробанк) считает такой кредит надежным, под него необходимо минимальное резервирование, а значит в итоге и низкая ставка для нас по кредиту. Мы выбираем среди государственных банков. Не только для того, чтобы не рисковать, но и чтобы использовать их ресурс, средства госбанков наиболее доступны. Мы уже получили предложения от нескольких банков. Один из банков даже уже представил нам кредитный договор. Мы этот договор рассмотрим на Совете директоров, затем отдадим Росимуществу, нашему акционеру, на утверждение. После этого Минфин подготовит, а правительство издаст соответствующий акт, госгарантия начнет действовать и этот этап закончится. При этом с банками есть такая договоренность, что еще до завершения всех процедур, небольшую сумму на авансирование мы уже получим.

Еще вопрос про бюрократию. Как продвигаются дела с передачей «Ленфильму» его «золотой коллекции» ?

«Золотая коллекция» — это условное название, под ним подразумеваются прядка сотни самых популярных, востребованных, любимых картин «Ленфильма», которые все мы знаем наизусть. Но вообще на «Ленфильме» создано почти 1,5 тысячи картин. Речь идет обо всех фильмах.

Сейчас на основании решения президента и правительства идет реорганизация бывшего предприятия «Государственная объединенная киноколлекция» (ГОК). Эта коллекция включает кинобиблиотеку не только «Ленфильма», но и других студий, — кроме «Мосфильма». Сейчас идет фактическая ликвидация ГОК путем присоединения к «Госфильмофонду». Эта процедура должна закончится в апреле, и тогда «Ленфильм» и «Госфильмофонд» смогут вступить в отношения. Это будет договор управления, который позволит «Ленфильму» получить право извлекать хотя бы часть дохода от использования коллекции. Потому что ни Конституцию, ни законодательство об авторском праве не изменить — это основа нашей жизни. И по этим законам напрямую передать эту коллекцию в собственность «Ленфильму» нельзя.

Время работает против «Ленфильма», поэтому помощь правительства – это правильное решение. «Госфильмофонд» подчиняется правительству и мы надеемся на помощь в решении этого вопроса. И скажу: все время, пока мы занимаемся «Ленфильмом» (имеется в виду обновленный менеджмент во главе с председателем Совета директоров Федором Бондарчуком – ИА «Диалог») регулярно проходят совещания по этому вопросу и ищутся пути его решения. Всё должно быть безупречно с точки зрения закона, — мы ведь в правовом государстве живем.

После кончины Алексея Германа-старшего появилась идея назвать киностудию его именем. Как это должно проводиться юридически и кто такое решение должен принимать?

Мы выступили с инициативой увековечить память Алексея Юрьевича. Потому что последние годы, самые сложные для «Ленфильма», он был художественным руководителем и многое сделал для ее сохранения. Снимал свою последнюю картину «Трудно быть богом», при участии «Ленфильма», это был тогда единственный проект студии. Ни одного рубля государственных денег не было, Герман финансировал картину за счет собственных и привлеченных средств. Все эти деньги Герман тратил на производство, пользуясь услугами «Ленфильма». В отличие от других мастеров, которые, получив финансирование, тратили деньги на других студиях и в других странах, Алексей Юрьевич стремился к спасению «Ленфильма» не на словах, а на деле.

Многие наши коллеги говорили: «Будут тут (на «Ленфильме» — ИА «Диалог») отремонтированы туалеты, гримерные и коридоры — мы придем». А Герман работал, даже когда все было разрушено, и эти деньги помогали выживать студии.

Теперь что касается увековечивания памяти Алексея Германа, — мы с согласия Министерства культуры хотели бы сохранить кабинет – музей Алексея Юрьевича. После реконструкции и реставрации мы собираемся назвать один павильон его именем, установить мемориальную табличку. И сохраним в штате должность художественного руководителя за Алексеем Юрьевичем Германом. Вот что может сделать сама студия.

А само название студии будет меняться?

Переименование юридического лица — это прерогатива собственника. Акционер у нас государство, распоряжается нами Росимущество. Чтобы рассмотреть вопрос о переименовании необходимо обращение заинтересованных лиц. Де-юре это должно выглядеть так: Минкульт выступает с инициативой переименования, должно быть согласие Совета директоров и дальше решение уже принимает Росимущество. Если решение принято, то руководство студии его выполняет и вносит изменения в название.

Вопрос сложный, но насколько я понимаю, комиссия по культуре ЗакСобрания уже направила соответствующее предложение в Минкульт. Но я знаю, есть и письма жителей, которые не хотели бы переименования. Я читал эти письма в запросе одного из депутатов Госдумы. И там есть аргументы: «Ленфильм» — это национальное достояние, не только Петербурга, но и всей страны, и он должен оставаться просто «Ленфильмом». Сейчас в Минкульт поступают разные обращения по этому поводу. Но какое бы решение Минкульт не принял, память об Алексее Юрьевиче будет сохранена.

О самой картине «Трудно быть богом» хочу спросить. Коллеги-журналисты поспешили сообщить о премьере, но, как я понял, речь идет о том, что перезапись еще не готова. Когда будет готов уже окончательный вариант картины? И, кстати, фильм «доводят до ума» тоже на «Ленфильме»?

Все завершающие работы выполняются на «Ленфильме». Картина вырулила на финишную прямую, там идёт речь не только о звуке, но и о монтаже. По словам продюсеров чистой работы осталось примерно на 2-3 месяца. Наши инженеры считают, что можно уложиться в пару месяцев. И если бы не болезнь Алексея Юрьевича, то уже 1 апреля он, как и планировал, показал бы законченный вариант.

А кто будет дистрибуцией заниматься, и увидим ли мы фильм в широком прокате?

Безусловно, весь мир увидит эту картину. Уже выстроилась очередь из российских и международных фестивалей. Любой фестиваль эта картина украсит.

А широкий прокат? КАРО-фильм, другие сети, они, как думаете, возьмут «Трудно быть богом»?

Это уже вопрос к самим продюсерам и дистрибуторам. Сперва должна определиться фестивальная жизнь фильма, после этого уже начнется ее экранная судьба. Успех на фестивалях будет способствовать продвижению фильма в прокате.

Вы недавно заявили, что студия запустит свой телеканал. Хотел бы поговорить о деталях этого проекта, как это будет выглядеть?

Сегодня технические возможности позволяют очень легко запустить нам свой канал. Для «Ленфильма» это не повлечет каких-либо существенных дополнительных инвестиций. Что главное для телеканала? Контент, то есть наполнение экранного времени. На «Ленфильме» было снято 1,5 тысячи фильмов. Объем рабочих материалов – не вошедших фрагментов, кинопроб, фильмов о фильме, интервью, хроник, рабочих моментов — вообще подсчитать невозможно! Из этого можно сделать вкусный, интересный для зрителя материал.

«Ленфильм» сегодня — кинематографическая мекка в Петербурге. И наши сотрудники, и студенты вузов могут принять участие в подготовке контента для нашего ТВ канала. Например, Студенты могут делать свои передачи. А вещать достаточно в интернете. Специального дорого дополнительного оборудования студии сегодня не надо, к тому же, у нас есть предложения от вузов, у которых эта техника для вещания есть. Сегодня «Ленфильм», не тратя денег, уже занялся созданием собственного ТВ.

То есть это скорее выполнение какой-то миссии? Или это может быть монетизировано?

Сперва это, конечно, миссия, имиджевый проект. Это поддержание бренда и капитализации «Ленфильма», возрождение интереса к нему. Тот контент, который никто не видел, может поднять интерес к студии. А если канал будет интересным, — а я уверен, так и будет, — то лет через пять это превратится в хороший бизнес.

Кроме миссии, это еще и загрузка для персонала. Ведь любая передача – это упражнение для сотрудников «Ленфильма», возможность, пока нет крупного проекта, не терять форму, создавать новые творческие кадры для студии.

И последний вопрос. То, как обернулась история «Ленфильма» (его не приватизировали) — это заслуга Германа и Сокурова, прессы, Совета директоров или лично Владимира Путина, который чутко среагировал?

Это было стечение обстоятельств, при которых и голоса Алексея Германа с Александром Сокуровым, и хорошее знание президентом значения «Ленфильма» для России и Петербурга, а так же ситуации вокруг студии, привели к тому, что в короткие сроки было принято объективное и взвешенное решение. Совет директоров в свою очередь своевременно подготовил концепцию и бизнес-план развития киностудии. Концепция успешно прошла слушания на общественном совете Министерства культуры. Сегодня к вопросу развития «Ленфильма» подключились многие кинематографисты профессионалы.

Беседовал Василий Романов / ИА «Диалог»