В среду, 27 марта, культурная общественность отмечает Международный день театра. «Диалог» поговорил с экспертами об особенностях петербургской театральной жизни сегодня: театральной реформе, взаимодействии с городской властью и ситуации с «On.Театром».
Бывший зампред городского комитета по культуре, преподаватель Санкт-Петербургской Театральной академии Александр Платунов не видит активного развития театральной жизни, однако ждет перемен:
«Я, в качестве председателя экспертного совета «Золотого софита», смотрю все премьеры в городе и вижу, на каком уровне находится театр. У нас в городе появилось очень много интересных молодых артистов, из которых может что-то вырасти, особенно – женский состав. Их надо воспитывать, давать им роли. А если посмотреть на ситуацию с другой стороны – я не вижу активного развития театра. Есть успехи отдельных коллективов, отдельных режиссеров, но сама система немного застоялась. Я положительно смотрю на то, что Андрей Могучий может возглавить БДТ, несмотря на то, что года четыре назад нельзя было даже рядом поставить слова «Могучий» и «БДТ». Он режиссер другой формации, но это — хоть какой-то свежий ветер.
Мне кажется, что этого свежего ветра недостаточно. Уже несколько лет говорят про театральную реформу, но пока никакой реформы не происходит, хотя какие-то ее элементы необходимы. И дело тут не в недостатке денег, а в неточном их использовании.
Если мы не будем во время праздника «выстреливать» за один раз салютом несколько миллионов — на эти средства смогут год продержаться несколько театров. Нужно дать возможность работать молодым независимым коллективам. Моя позиция: жду перемен, и давно жду!»
Главный редактор «Петербургского театрального журнала», критик Марина Дмитревская называет современную ситуацию в петербургском театре тяжелой и «застойной»:
«Театральная ситуация в Петербурге представляется мне крайне тяжелой. Вот уже не первый год все говорят, что городу нужны свободные площадки для экспериментов, для того чтобы нашим молодым режиссерам — номинантам «Золотой маски», лауреатам престижных премий, не приходилось эмигрировать из нашей культурной столицы. Безумными усилиями Милены Авимской создана площадка-подвал «On.Театр» — там молодых — как сельдей в бочке. Они не умещаются в это маленькое пространство, а комитет по культуре и Смольный так и не решают ничего с открытыми площадками. Это – многолетняя, острая и насущная проблема.
Театральная ситуация плоха, потому что не определена никакая «погода на завтра», нет концепции театрального развития. Совершенно не понятно, почему театрам урезаются средства, почему какой-то один театр городского или частного подчинения благодетельствуют, а какой-то — нет. Я присутствовала на нескольких собраниях руководителей театров, и все в один голос говорят, что такой тяжелейшей ситуации с культурной властью, как сейчас, в городе не было, что власть не идет на диалог, не хочет сотрудничать с театрами на паритетной основе. Власть взяла манеру молчать и делать то, что она считает нужным.
Мы живем, как в черном ящике, не понимая, какая концепция культурного развития существует в Петербурге. Наш вице-губернатор по культуре и, одновременно, по ЖКХ, Василий Кичеджи — человек не петербургский. Он не знает контекста петербургской театральной жизни, и это очень осложняет развитие театра. Для всей России мы просто «анекдот», поскольку только в нашей культурной столице вице-губернатор является одновременно властью культурной и по ЖКХ. В отличие от Москвы и других городов, у нас все как-то замерло и не шевелится. Абсолютная вялость театральной ситуации связана как с глубокой социальной депрессией – театр все-таки отражает жизнь и действительность, так и с тяжелейшей депрессивной ситуацией внутри самого города. У нас мало спектаклей, о которых хочется писать, куда хочется бежать. У нас ситуация глубокого театрального застоя.»
Директор музея «Исаакиевский собор», бывший глава комитета по культуре, актер Николай Буров удовлетворен театральной жизнью в Петербурге:
«В канун праздника не хочу говорить ничего плохого. Взгляд мой несколько исполнен печалью, скажем так. Хотя, я хороший зритель – мне больше нравится, чем не нравится.
Тем не менее, мне кажется, что театр сегодня находится на перепутье, может быть, он еще не выздоровел после какой-то болезни. Он может быть гораздо интереснее, ярче и лучше, чем сегодня. Это не только его право и возможность – это его обязанность. Я регулярно хожу в театр, нахожу много как интересного, так и спорного. Сам остаюсь театральным человеком в зрительном зале, хотя на сцене бываю, но, — на концертной и, в основном, — не в нашей стране.
Среди театров в первую очередь могу выделить Малый Драматический Театр. Лев Абрамович Додин – безусловный лидер. Если говорить о театре молодом – то это, конечно, Молодежный театр. Есть театр вполне европейский и мощный – Александринка. Есть театр, которому сегодня трудно, но он на подъеме – это театр Комиссаржевской; есть замечательный театр, от которого мы очень многого ждем – театр имени Ленсовета; есть прекрасный Большой Театр Кукол. Балтийский дом продолжает уверенно объединять театральное пространство многих стран – это дает возможность учиться. Среди музыкальных — Мариинский театр, который штурмует оперные высоты. Дай ему Бог здоровья. Есть Петербург-Опера, прекрасный Михайловский театр, который заявляется достаточно уверено в последние несколько сезонов. Театры хорошие есть, но, в общем, ситуация может быть намного лучше.»
Директор Театра юных зрителей Светлана Лаврецова довольна и работой своих подопечных, и петербургской театральной жизнью в целом:
«Наш театр в апреле уезжает в Москву на большие гастроли – мы везем на «Золотую маску» два спектакля – «Ленька Пантелеев» и «Злая девушка». Также покажем там «Дембельский поезд». Я думаю, что это — серьезное событие, и город может гордиться нашими достижениями. Нам очень приятно, что мы получили премии за «Леньку Пантелеева» в пяти номинациях и «Музыкальное сердце России» — у нас были серьезные конкуренты. Плюс — получил премию драматург. Мы очень довольны этим сезоном. Сейчас работают, ставят спектакли, как молодые артисты, так и мэтры. И молодая труппа есть – набран курс. В этом году ребята уже на второй курс переходят – уже год отучились у нас в театре. Так что, мне кажется, что мы достойный театр в нашем городе.
По поводу общей ситуации. Было сокращение финансирования театров на 12%. На совещании в Комитете будем решать этот вопрос. Очень надеемся, что нам вернут эти деньги, потому что нам не с чего брать на зарплату, не достает средств на все нужды. Мы пытаемся все это объяснить руководству города и надеемся, что вопрос будет решен.
По поводу ситуации с «On.Театр»: это все, конечно, очень плохо, но Милена Авимская (директор «On.Театр» — ИА «Диалог») молодая и энергичная — она справится с проблемами, она — боец. Я ей всегда говорю, что за правое дело надо сражаться. Думаю, все будет в порядке.»
Депутат петербургского ЗакСобрания, зампред парламентской комиссии по культуре, актриса Анастасия Мельникова положительно оценивает театральную жизнь в Петербурге:
«Все, что я видела в театре за последнее время – мне очень нравится — как в серьезном драматическом жанре (например, театр Додина), так и в музыкальном – в Театре Музыкальной Комедии недавно видела «Алладина». Для меня это огромный шаг вперед к правильному исполнению мюзикла. Конечно, это еще не то, что я видела на Бродвее, но это очень хорошо, красочно, профессионально сделанный спектакль.
Я очень рада за сегодняшний театральный дух у нас в городе. Конечно, театру есть куда стремиться, но никакой трагедии я не вижу. Я вижу достаточно режиссерских, актерских, постановочных работ — мне многое нравится.
Обожаю БДТ, Молодежный театр на Фонтанке. Акимовский театр замечательно работает, в Комиссаржевке выходит премьера за премьерой. Я давно не была в Театре антрепризы Андрея Миронова, но смотрела их спектакли на видео — там тоже есть потрясающие актерские работы. У нас невероятное количество маленьких театров… Талантливого – очень много.»
Подготовила Яна Бразина / ИА «Диалог»