Отречение Бенедикта XVI от Святого Престола стало беспрецедентным событием в новейшей истории религии. По просьбе ИА «Диалог» петербургские католики высказали свое отношение к поступку понтифика.
Ирина Келбайте, прихожанка храма Лурдской Божьей Матери
На мой взгляд, это вполне оправданное решение, учитывая нынешнее состояние здоровья и возраст понтифика. В 2011 году я видела его на съезде молодежи в Мадриде, и уже тогда ему было тяжело вести мессу, в речи он постоянно делал длинные паузы, чтобы перевести дух.
Если человек понимает, что уже не в состоянии должным образом исполнять свои обязанности, не стоит его винить в добровольном уходе, он имеет на это право.
Да, это практически беспрецедентный случай, но, возможно, отречение от столь высокого поста поможет хоть немного продлить жизнь уже и так столь пожилому человеку. Мне кажется, Бенедикт XVI уже на данный момент многое сделал для Церкви и заслуживает отдых.
Сергей Верещагин, прихожанин храма св.Екатерины Александрийской
Я крестился в Католической Церкви в детстве, когда Папой был Иоанн Павел II. Мне, как и многим людям моего поколения, казалось, что он будет Папой если не до конца света, то по крайней мере всю нашу жизнь. Представить себе Рим без него я не мог. Но пришел 2005 год, и Иоанн Павел II ушел в Дом Отца; это событие обновило мою веру, и обновило веру многих христиан во всех странах. Потрясающим в свидетельстве Иоанна Павла II было то, что он не стыдился своей старости, своей болезни, своего страдания; он до последнего дня жил и умирал практически на глазах у всего человечества, давая пример смирения и доверия Богу. Кто-то распускал слухи, что он плохо соображает, но они были бездоказательны.
В новейшей истории плохо соображающих престарелых лидеров старательно прятало ото всех их бдительное окружение, много раз даже о смерти крупных деятелей сообщали прессе не сразу. В случае с Иоанном Павлом II такого не было, и очевидно, что это было исключительно по его воле.
Мне всегда был близок его мотив — донести бремя служения Римского первосвященника до конца, свидетельствуя миру о верности.
Сейчас, читая обращение Папы Бенедикта XVI, я с уважением отношусь и к его мотивам; новость о его отречении вызвала у меня одновременно тревогу, печаль, растерянность, даже боль, и хотя пример Иоанна Павла II для меня более значим, масштабен и свят, я ни в коей мере не осуждаю шаг Папы Бенедикта XVI. Наоборот — именно теперь я вдруг почувствовал огромную любовь к этому человеку, который — будучи серьезным богословом — был до сих пор достаточно далек и мало понятен мне.
Евгения, прихожанка храма св.Екатерины Александрийской
Сейчас то время, когда католическая церковь переживает нелегкие времена, и понтификат становится слишком тяжелым крестом. Бенедикт XVI очень долгое время удерживал баланс между сохранением традиции и обновлением церкви. Я скорблю, что такой прекрасный Папа заканчивает свое служение. Однако, это честно. Честнее признать свои немощи и остановиться, чем быть немощным пастырем, не способным удержать церковь, ему вверенную.
Федор Дубшан, прихожанин храма св.Екатерины Александрийской
Даже не верится, что это не утка. Вы только вдумайтесь. Последний раз такое было — в 1415 году. XV, блин, век. И сразу на меня повеяло каким-то ветром Ренессанса. Теперь, чего доброго, одни выберут папу, другие — антипапу. В Авиньоне опять поселятся. Анафемы наложат… Кого-нибудь отравят между делом. Весело, да.
Интересно, что всего года полтора назад я смотрел фильм Habemus Papam («У нас есть Папа») с похожей тематикой — избранный папа там даже не хочет вступать в должность, сразу отрекается. И все тоже в шоке. А тут сама жизнь, как говорится, стала подражать искусству. Такое уж у Господа чувство юмора. Или, кто знает, может, это кино и натолкнуло Бенедикта XVI на мысль?
Интересно, будут ли злиться и кричать “Как он мог! Не по благочинию! Бросил нас!”? По-моему, это лишнее. Если человек просит — надо уважить. 85 лет все-таки. Тяжело.
Стало быть, будут новые выборы. Жалко, что без нашего участия. Ну, вы как знаете, а я буду болеть за какого-нибудь либерального мексиканца.
Наталья Вергей, регент храма св.Екатерины Александрийской
Реакция моя на отставку Папы спокойная, так как, во-первых, своим уходом он не нарушает канонического права Католической церкви. А во-вторых, я понимаю, что быть энергичным, идейно богатым, здоровым, полным сил в 86 лет трудно и подчас практически невозможно.
Мария Смирнова, прихожанка храма св.Екатерины Александрийской
Первое — я сразу поняла, что проблемы Церкви меня волнуют гораздо больше, чем я думала в последнее время. Буквально накануне новостей об “отречении” Папы я размышляла о том, что российская политика мне кажется актуальнее дел Католической церкви. Второе: каким-то мистическим образом одно связано с другим.
Смена Римского первосвященника — всегда вызов и вопрос: куда дальше будет двигаться Католическая церковь? Среди членов коллегии кардиналов, один из которых и станет новым Папой, либеральных безумцев Второго Ватиканского собора почти не осталось.
Я никогда не относилась к Бенедикту XVI — Йозефу Ратцингеру, редактировавшему нынешний Катехизис и прекрасно писавшему о дружбе со Христом и дружбе вообще, плохо. Но, тем не менее, добровольная отставка Папы-консерватора — некий знак для католиков российских, размышляющих, среди прочего, о феномене Виталия Милонова и вопросах пропаганды. Правда, размышляют об этом, прямо скажем, далеко не все из них. И не заменит ли на папском престоле консерватора консерватор еще больший, также вопрос открытый.
Виолетта Астаркина, прихожанка храма св.Екатерины Александрийской
Меня это немного удивило, учитывая тот факт, что мало кто из Пап прежде отрекался от престола (или как это официально называется). Правда, не могу сказать, что я как-то переживаю по этому поводу. В любом случае, будет назначен новый. Главное, чтобы он не вызывал столько недовольства, как предыдущий. Если мне не изменяет память, Бенедиктом XI многие были недовольны (не помню, в каком контексте)
ИА «Диалог»