Г.Онищенко: Работа такая — запрещать
13 января 2011 | 16:05Больше прививок — меньше гриппа? Грозят ли нам диоксины из Германии и холера из Гаити? Сколько туалетов должно быть в семейном детском саду? Об этом, и не только, говорит в своем первом в новом году интервью “Российской газете” Главный государственный санитарный врач РФ академик РАМН Геннадий Онищенко.
Геннадий Григорьевич! Новый год омрачился тревожными сообщениями о массовой гибели птиц по всему миру, о так называемом «диоксиновом скандале». В Германии в комбикорм для свиней и птицы попал диоксин, который может стать причиной злокачественных опухолей, психических расстройств, снижения иммунитета, диабета, импотенции, эндометрита …
Тревога людей понятна. С гибелью птиц сейчас разбираемся. А из Германии получена информация от министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей о принимаемых мерах. Власти страны запретили торговлю продукцией более 4,7 тысячи сельскохозяйственных предприятий из-за опасений, что производимые на них яйца и мясо могут быть заражены опасным веществом. Нами принято решение об усилении контроля пищевой продукции животного происхождения, ввозимой в Россию из Германии и некоторых других стран ЕС. Замечу, что Россия не импортирует куриные яйца из Германии. Хотя опасная продукция может попасть к нам через территории третьих стран.
Думаю, что сотрудничество с германскими коллегами позволит минимизировать последствия для нормального движения товаров, и, в то же время, предотвратить возможное попадание на российский рынок заведомо небезопасных продуктов животноводства.
Новый год — новые проблемы. Но и старые в одночасье не уходят?
Наступление нового года — это не начало жизни с чистого листа. Проблемы года наступившего — во многом продолжение тех, которые были. Очевидно, с них надо начать. Сперва поведу разговор о ситуации с детскими дошкольными учреждениями. В лихие 90-е был нанесен значительный урон одному из достижений советской власти — материально-технической базе этих учреждений. Многие из них были разбазарены, отданы за бесценок коммерческим структурам. В них сейчас — некие коммерческие структуры, конторы, населенные чиновниками.
Во дворе дома, в котором я живу на Кутузовском проспекте, уже лет восемнадцать пустует двухэтажное здание бывшего детского сада…
Среди регионов есть лидеры по такому «использованию» зданий детских учреждений. Сравнительно небольшая Оренбургская область передала 481 детский сад. Чуть уступает ей в этой «деятельности» Нижегородская область — она передала 336 детсадов. Кемеровская — 310, Рязанская — 243… Результат? В 2006 году 600 тысяч детей остались без возможности посещения дошкольных учреждений. Теперь таких ребятишек уже два миллиона.
Необходимо, прежде всего, строить новые детские учреждения. А там, где есть возможность, нужно вернуть здания истинным хозяевам. Кое-где такие попытки делаются. Пока по России возвращено чуть больше 1100 зданий. Явно мало! Поэтому нашей службой пересмотрены требования к дошкольным учреждениям. Они позволяют варьировать режимы пребывания в них. Ведь не всем детям обязательно находиться там целый день. По нашим новым правилам, теперь возможны группы дневного пребывания без организации питания и сна. Разрешается формировать такие группы в квартирах — так называемые семейные группы.
Вот, скажем, я решила у себя в квартире организовать группу из десяти ребятишек. Какая жилплощадь должна у меня быть? Достаточно ли одного туалета? Меня будут проверять?
Размеры своей квартиры вы не увеличите, равно как не добавите туда туалет. Поэтому в данном случае будет лимитироваться количество детей, которых вы сможете принять. И поскольку вы занимаетесь детьми, проверять вас, конечно же, будут. Но я хотел бы сказать о другом: все изменения не означают, что завтра исчезнут очереди в наши детские учреждения. Чтобы эти очереди исчезли, нужны значительные финансовые вливания для привидения материальной базы детсадов в достойную форму. Ведь сейчас каждое второе учреждение нуждается в серьезном ремонте. А в Красноярске, Магаданской области, Коми, Дагестане ситуация еще более тяжелая. И чем раньше местные власти осознают масштаб предстоящей работы, тем быстрее мы сможем снять напряжение среди населения.
Уж раз мы ведем разговор о детских проблемах, то никак не обойти заболеваемость среди ребятишек. Вот сейчас сезонный подъем гриппа, ОРВИ. И более всего от этих инфекций страдают дети…
ОРВИ и грипп приходят каждый год. И каждый год нужно принимать комплекс мер, которые способны минимизировать остроту проблемы. Прежде всего среди наиболее уязвимых групп населения: детей и людей преклонного возраста. По той простой причине, что они в группе риска, именно у них снижен иммунитет. Каждый год за счет федерального бюджета проводится вакцинация. В нынешнем сезоне провакцинировано более 33 миллионов человек. По сути, эпидемии этих инфекций в стране нет. Наблюдается сезонный подъем. Сейчас дети вернулись после зимних каникул, и мы прогнозируем некоторый подъем заболеваемости.
Но грипп — не единственная напасть. Итоги ушедшего года показывают, что в нашей стране зарегистрировано на 38,9 процента меньше энтеровирусных инфекций. В частности, в 2,1 раза меньше энтеровирусного менингита. На 15,5 процента меньше острого гепатита А, 18,7 процента — острого гепатита В, в 2,2 раза — краснухи.
А корь входит в такой перечень? У нас же есть национальный план ликвидации кори? Он выполняется?
В 2010 году зарегистрировано 127 случаев кори. Это меньше, чем один случай на миллион населения. Но беспокоит то, что в некоторых регионах ситуация с корью заметно осложнилась. В Амурской области в результате заноса инфекции из Китая заболели 77 детей и взрослых. В Бурятии по той же причине — 19 человек. Не все благополучно с этой инфекцией в Москве и Санкт-Петербурге. На коллегии нашей службы в конце 2010 года мы специально разбирали сложившуюся ситуацию. Возникла она потому, что не везде и не всегда выполняется календарь профилактических прививок.
Не выполняется по чьей вине? Ведь до сих пор у вакцинации немало противников среди населения, особенно среди родителей? Они виноваты или все-таки недорабатывают сами медики?
Эти причины имеют место быть. И вот что мы постоянно наблюдаем: чем благополучнее становится эпидемиологическая ситуация, тем больше появляется скептиков, противников вакцинации. И надо научиться здраво оценивать эту ситуацию, адекватно на нее реагировать.
Вы, Главный государственный санитарный врач России, то и дело что-то запрещаете.
Работа такая.