«До тех пор пока Россия способна самостоятельно решать вопросы собственной безопасности, вступать в какие-то коалиции преждевременно», – прокомментировал в интервью газете ВЗГЛЯД перспективы дальнейшего сближения Москвы и Брюсселя постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин. Он также рассказал, зачем России понадобилась секторальная ПРО с альянсом.
Последний саммит Россия – НАТО уже окрестили прорывным, чему не в последнюю роль поспособствовала озвученная Дмитрием Медведевым инициатива о создании так называемой секторальной ПРО. Насколько предложение Москвы отвечает представлениям членов блока о создании общей системы противоракетной безопасности, если они, конечно, вообще к данному моменту представляли, как должен выглядеть такой «зонтик»?
Блок, в принципе, никогда не возражал против того, чтобы держать свою противоракетную систему под своим контролем и давать русским делать то же самое со своей ПРО. То есть речь шла лишь о некой кооперации, например обмене информацией о пусках, обмене технологиями. Но не более того. А то, что предложил российский президент, идет намного дальше фантазий НАТО. Медведев фактически предложил создать коллективную противоракетную оборону по всему периметру евроатлантического региона. То есть, грубо говоря, речь идет о том, чтобы не держать систем ПРО внутри региона, что вызывает у нас подозрения, а сделать так, чтобы система ощетинилась вовне.
То есть если предложение Москвы будет принято, ни о каком размещении элементов ПРО США или НАТО у российских границ на территории Польши, Чехии или другого европейского государства не будет идти и речи?
Теоретически, ПРО может появиться на юге. Потому что именно южное направление является ракетоопасным. Но по аналогии размещение подобных систем должно стать невозможным на севере. Потому что там ничего, кроме белых медведей, нет.
Такой уровень доверия, который предполагает под собой инициатива Москвы, фактически предлагающая блоку прикрывать спину друг друга, подразумевает, что мы больше не будем видеть угрозу от расширения НАТО на Восток?
Будем. Потому что расширение НАТО на Восток как раз и будет являться появлением военной инфраструктуры у наших западных границ. А мы говорим о периметре безопасности, а вовсе не о появлении чего-то нового внутри.
Получается, если предложение Медведева будет принято, мы одним махом развеем имеющиеся у нас опасения и снимем главные спорные вопросы в отношениях с НАТО?
Если эта концепция будет принята, то, конечно, она создаст совершенно иное качество и практического сотрудничества, и доверия между нами. Потому что прикрытие партнера со спины действительно предполагает высокое доверие друг к другу.
И пока я не вижу причин, почему наше предложение должно быть отвергнуто, так как оно не является пропагандистским и вытекает из логики, которую сами члены блока пестовали последние полтора–два года…