65.5$ 75.5€
4 °С
Новости Все новости

Шекспир был прав: что можно посмотреть на фестивале «Точка доступа»

17 июля 2018 | 17:00| Культура

Когда Шекспир говорил вот это вот своё общезвестное про театр и весь мир, он ещё не знал, что говорит о фестивале «Точка доступа», организаторы которого поняли великого драматурга буквально и превратили в подмостки почти весь мир Петербург. В четвёртый раз фестиваль пройдёт с 19 июля по 6 августа. Режиссёры из России, Германии, Швейцарии, Ирана и Австралии превратят на это время самые разные локации города в место для спектаклей. Здесь не будет занавеса, бархатных красных кресел и позолоченной лепнины в большом зале. На смену привычному представлению о театре придут новые места для постановок — теплоход, дамкская уборная, торговый центр или музей.

Темой «Точки доступа» в этом году станет вопрос «Меняется ли человек в XXI веке или человеческая природа, в принципе, неизменна?». Ответ на него будет лежать в основе всех спектаклей, однако все они будут иметь совершенно разные сюжеты и их воплощения. Постановка иранской театральной актрисы Ираны Рамоне Шах «Железную дорогу построили, и стало удобно» имеет переклички с произведением Чехова «Вишнёвый сад». Железная дорога становится символом нового времени, в котором границы между людьми стремительно сокращаются. Но вместе с этим появляются иные проблемы, свойственные современности. Главная героиня спектакля теряет близких, вся её надежда раздавлена несущимся вперед локомотивом истории XX столетия. Её чувства схожи с чувствами Раневской, которая смотрит на вырубаемый сад, как на символ своей прежней счастливой жизни. Русские традиции и мировоззрение переплетается с иранскими, классическая постановка с современными мультимедиа, а жизненные вопросы и поиски пути становятся едиными для людей из разных стран и поколений. Это первый опыт слияния российского театрального искусства с иранским, который благодаря его авторам стал смелым и неординарным произведением. Постановка «Железную дорогу построили, и стало удобно» пройдёт в центре мультимедиа Русского музея, который располагается в историческом здании Западного павильона Михайловского замка.

Ещё одно пространство для спектакля откроет режиссёр из Швейцарии Мартин Шик совместно с театроведом Анной Ильдатовой. «Петербург вне себя» — постановка о философском восприятии города, которая пройдёт на палубе речного теплохода. Основой для спектакля послужила книга Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя», ставшая бестселлером. Её автор- обладатель Притцкеровской премии (это «нобелевка» в архитектуре). В 1970-е годы он написал манифест большого города, история которого заложена в силе человеческой фантазии и идеи. «Сюжет» этой премии легко ложится на историю создания Санкт-Петербурга, ставшего воплощением проекта и мечты одной личности. В постановке на Неве столкнутся призраки прошлого и жизнь Северной столицы сегодня — торговые центры, парки развлечений и многочисленные машины. Для автора книги архитектура каждого города — это его религия. Можно ли то же сказать про Петербург, ответит сюжет спектакля.

«Опера для всех» в видении режиссёра Клименса Уильямса — это поиск контрапунктного пространства для искусства. «Трёхгоршковая опера» развернётся в дамской комнате одного из отелей, где случайно окажутся вместе три женщины с разными судьбами и проблемами. Столь прозаичное место их встречи не помешает им исполнить партии из опер Пуччини, Моцарта и Бизе. Параллельно с этим зрители узнают истории этих героинь, одна из которых пережила несчастливые отношения, другая пугается своего сильного характера, который мешает любимому, а третья может лишиться работы мечты только из-за своего пола. Близость с аудиторией и её включённость в переживания героинь создаёт особую связь, которую вряд ли можно почувствовать с мест в зрительском зале. Премьера спектакля прошла в Сиднее в ноябре 2016 года, где он снискал большой успех, после чего стал участником эдинбургского «Фринджа».

Следующая работа принадлежит объединению художников — Лёше Лобанову, Ксении Перетрухиной, Шифре Каждану и продюсеру Александре Мун, которые совсем недавно открыли в Москве «Театр взаимных действий». Идея их спектакля «Музей инопланетного вторжения» реализуется на территории форта «Константин» в Кронштадте. Для проведения фестиваля они создали там четыре выставочных зала, которые перемещают зрителя в события морозного февраля 1989 года в деревне Томской области. По сюжету именно там оказались инопланетяне, о которых до команды театральных художников никто не знал. Зрителям предстоит окунуться в быт местных жителей конца 80-х и оказаться на экскурсии по воссозданным чертежам ученых, собранным интервью очевидцев и своими глазами увидеть реконструированные скафандры. По словам организаторов, спектакль рассчитан на аудиторию детского и взрослого возрастов.

Из Кронштадта «Точка доступа» перемещается совершенно в новую локацию. Репетиции этой постановки велись на протяжении нескольких месяцев в атмосфере строжайшей секретности. Американский режиссёр Мия Занетти поставила актёрам задачу создать аутентичное пространство в старинном особняке на Дворцовой площади. Они совместили театр, танцы, а также использовали аудиовизуальные эффекты с интерактивной составляющей. Итогом кропотливой продолжительной работы стал иммерсивный спектакль «Безликие». Действие разворачивается одновременно на четырёх этажах старинного особняка, в котором воссоздана атмосфера эпохи начала XX века. Главная особенность «Безликих» в том, что зритель вместо пассивного наблюдателя становится соучастником происходящего. Все лица актёров спрятаны под масками, поэтому любые их действия остаются анонимными. В основу сценария легла пьеса норвежского драматурга Генрика Ибсена — «Приведения». Сам спектакль стал приквелом, погружающим в цепочку странных событий, случившихся накануне тех, что описаны в самой пьесе. Всего в работе было задействовано более сорока лиц. По словам Мии Занетти, этот спектакль — «возможность получить качественно новый и очень личный опыт. Испытать то же самое, оставаясь наблюдателем в кресле, просто невозможно. Это театрализованная виртуальная реальность».

Не менее необычная постановка пройдёт в торговом комплексе «Невский центр», как только его покинет последний посетитель. Режиссёр из Германии Йозуа Рёзинг совместно с петербургскими актёрами в спектакле «Марат/Cад» превратит коридоры и эскалаторы в место для знаменитого диспута о французской революции по мотивам пьесы Петера Вайса. Главный герой маркиз де Сад добровольно проводит остаток своих дней в психиатрической клинике Шаратон, будучи убеждённым, что за её стенами царит ещё больший хаос. Вместе с другими пациентами он устраивает театральное представление о жизни одного из вождей французской революции — Жане-Поле Марате. В итоге постановка превращается в диспут: де Сад испытывает скепсис по отношению к революции, в то время как Марат ратует за нее. По задумке режиссера, респектабельный торговый центр может для одних быть местом престижа и возможностей, а для других — унижением их материального достатка.

Есть много фильмов, которые начинаются со съёмок на перроне вокзала. Бывали ли вы на театральных постановках, разворачивающихся там? Спектакль «Разговоры беженцев» — это первое российское воплощение пьесы Бертольта Брехта, написанной в 1940-41 годах в Финляндии. Пьеса описывает разговор двух немецких беженцев Циффеля и Калле. Они обсуждают глобальные общечеловеческие темы и мелкие бытовые невзгоды, продолжая заявленную тему фестиваля. Зрители будут наблюдать за ними с помощью выданной им аппаратуры для слежки. Откуда и как они это будут делать, каждый решает сам.

К творчеству Антона Павловича Чехова обращается российский режиссёр Андрей Сидельников. Его спектакль «Вишневый сад. Тишина» — это попытка вернуться в прошлое героев пьесы, когда они ещё были молоды и счастливы. Идея постановки — показать неотвратимость времени и попытку людей найти в его течении причины своего настоящего и будущего. Действие спектакля будет располагаться в саду Фонтанного Дома.

Совсем иной по тематике спектакль «Questioning / Кто ты?». В нём не участвуют актеры, потому что ими являются сами зрители. Два параллельных ряда стульев, смотрящие друг другу в глаза люди и стопка вопросов, на которые им всем предстоит ответить, угадывая информацию о незнакомом человеке. Этот спектакль рассчитан на внутреннюю концентрацию и попытку погрузиться в чужой мир, чтобы лучше понять свой. Организаторами этого представления являются площадка «Скороход», на которой будет происходить действие, а также Pop-up театр совместно с Magic Garden (Швейцария).

Последний спектакль фестиваля — «Время роста деревьев». На этот раз сценой для постановки окажутся улицы Парнаса, а декорациями станут его многоэтажки, полузаброшенные дачи и низкая церквушка. Всё начинается с обычной экскурсии по району, однако вместо неё зрителям придётся узнать истории о несостоявшейся любви каждого из актеров, которые будут встречаться им на пути. Идея этого спекткля принадлежит новой творческой лаборатории «Угол», в котором задействованы молодые актеры из Казани. Авторы «Времени роста деревьев» Регина Саттарова и Михаил Дуренков исследовали историю и особенности Парнаса, чтобы создать новую версию спектакля для петербургского зрителя.

Напомним, что впервые фестиваль «Точка доступа» впервые прошёл в июле 2015 года и через несколько дней начнёт работу в четвёртый раз. Всем зрителям организаторы советуют надевать удобную одежду и обувь, так как большинство спектаклей проходит в подвижном формате. Более подробная информация о местах проведения и расписании спектаклей указана на официальном сайте.

Подготовила Елизавета Панова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!