Новости Все новости

Звонок автобусу: какие новые способы оплаты проезда появятся в петербургском транспорте

17 января 2018 | 15:00| транспорт

В 2017 году 50 тысяч пассажиров оплатили проезд в автобусах бесконтактным способом. Корреспондент «Диалога» выяснял, какие ещё новые способы «обилечивания» внедряются в петербургском транспорте.

Прокомпостируйте мне карточку

Специалисты разделяют системы оплаты проезда в общественном транспорте на три поколения. Первое – это всем понятные, десятилетиями бытовавшие и потому привычные бумажные билеты и проездные, жетоны, кассы, компостеры… Полностью избавиться от них в обозримом будущем не представляется возможным, поскольку всегда будут «разовые» пассажиры, не покупающие многократные проездные билеты. Кстати, вопрос «сколько стоит билет?» в петербургском общественном транспорте кондукторам задают не обязательно приезжие; платят наличными, соответственно, тоже не только они.

Второе поколение – это различные многоразовые проездные, к которым хорошо привыкли и в Петербурге, и в большинстве других крупных городов. Обычно они основаны на технологии RFID. Однако то, что привычно в Петербурге, в других городах либо является экзотикой, либо может отсутствовать в принципе. Например, во Владивостоке действовавшая несколько лет система проездных «Мой дельфин» была свёрнута из-за нежелания банка – партнёра по проекту – продолжать участие.

«Внедрение электронных систем оплаты в России носит крайне фрагментарный характер. Большинство регионов являются дотационными; мало кто может позволить себе крупные вложения. Даже если появляется схема ГЧП, в которой участвуют, как правило, крупные банки, мало кто имеет кадровые ресурсы, грамотно образованные, которые смогли бы, во-первых, закончить внедрение системы, а во-вторых, обеспечить максимально возможную выгоду для региона и его населения. Системы эти представляют собой лоскутное одеяло с технической точки зрения; кроме того, в каждом муниципальном образовании существует своя тарифная сетка. В итоге ситуация проблемная – вроде бы заделы есть, но когда мы смотрим на страну в целом, а не только на пилотные регионы типа Москвы, Петербурга, Казани или Нижегородской области, то положение дел выглядит печально. Впрочем, если обратиться к международному опыту, то по факту технические и организационные элементы мало отличаются от наших», — говорил на петербургском форуме SmartTransport начальник управления информационных технологий аналитического центра при правительстве России Александр Малахов.

По его словам, правительство стремится к максимальной унификации в развитии платёжных систем в российских городах, а также всемерному использованию мобильных приложений – и для оплаты, и для пополнения баланса. Мировым трендом считается система оплаты третьего поколения – когда для оплаты используется конечное устройство, имеющееся у каждого пользователя, читай – мобильный телефон.

«У вас есть облачный сервис, который может обеспечить весь процессинг и всю бизнес-логику. По статистике, в России сейчас на каждого человека приходится два сотовых телефона, причём не менее 40 процентов – это смартфоны, и они могут обеспечить возможность оплаты», — добавил Малахов.

Позвоните кондуктору

В городских автобусах Петербурга, на самом деле, проходят испытания много различных систем оплаты проезда. Одна из них предусматривает, что пассажир звонит с сотового телефона на номер, указанный в салоне автобуса – и деньги за проезд списываются со счёта мобильного. Система предполагает, что у кондуктора каждого из автобусов – свой, уникальный номер телефона. Идентификация пользователей идёт по номеру телефона. Установив на коммуникатор соответствующее приложение, пассажир может расширить свои возможности.

«Мы смотрим, привязан ли его номер, есть ли у него тарифный план. Процессинговая часть знает, кому переводить деньги. Мы сделали первые тарифные планы – разовые, многократные, единые, льготные», — пояснили специалисты компании-подрядчика.

Кроме того, в автобусах ГУП «Пассажиравтотранс» внедряются комбинированные устройства, которые позволяют не только оплачивать проезд уже «заряженным» проездным билетом (или банковской картой), но и пополнять баланс «Подорожника», активировав отложенный платёж – подобно тому, как это можно сделать в метро и на некоторых стационарных точках «Организатора перевозок».

«Мы планируем в 2018 году все автобусы оснастить такими устройствами. Однако в каждой машине будет только по одному, поскольку это дорогая аппаратура. Впрочем, больше двух штук (если это будет востребовано, то сделаем два) на одной машине не понадобится», — пояснила Ольга Румянцева, начальник отдела систем оплаты проезда ГУП «Пассажиравтотранс».

Напомним, что в июне прошлого года возможность бесконтактной оплаты – банковской картой, имеющей техническую способность, или мобильным устройством – появилась на маршрутах №39 и №39Э, курсирующих между станцией метро «Московская» и аэропортом «Пулково», затем список постепенно пополнялся и другими направлениями. Сейчас это можно сделать уже на 150 маршрутах «Пассажиравтотранса».

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Другие материалы из рубрики «Город будущего» можно посмотреть в нашем специальном разделе.

Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!