ИА "Диалог"

Не всегда и не везде. Как в Петербурге «поумнеют» освещение и уборка улиц

В ноябре Университет ИТМО представит губернатору концепцию «Умного города Санкт-Петербурга», которая предполагает информатизацию, налаживание межведомственных связей и внедрение передовых технологий в городскую среду. «Диалог» собрал информацию у петербургских ведомств сферы жилищно-коммунального хозяйства и узнал, как «поумнеет» город в ближайшие десятки лет.

Световая среда Петербурга

Одним из глобальных проектов «умного» города станет комплексная программа развития Петербурга как центра световой культуры на 2018-2030 годы с перспективой до 2050 года, проект которой 22 ноября представили общественности на «энергетической неделе» в Ленэкспо. Проект предполагает анализ структуры световой среды и прогнозирование развития энергетического комплекса на примере Петербурга. Он реализуется ГУП «Ленсвет», комитетом по энергетике и инженерному обеспечению совместно с Высшей школой светового дизайна Университета ИТМО.

«Основной целью данной программы является развитие сетей наружного освещения для улучшения благоустройства территории Санкт-Петербурга, обоснованное комплексным исследованием световой среды города и проведением моделирования изменения показателей её качества. В рамках концепции предложено три критерия оценки светового решения: комфорт, эстетические свойства и безопасность. Расширен круг факторов, влияющих на эстетику освещения и эстетическое восприятие. При этом учитывается не только образ жизни человека в вечернем городе и его потребности в световой среде, но и архитектурно-планировочные особенности города, его историческое и культурное развитие, а также функциональное назначение отдельных городских пространств», — рассказали «Диалогу» в «Ленсвете».

Итоговую модель развития световой среды Санкт-Петербурга представят в марте. Алгоритмы в основе модели позволят прогнозировать развитие световой среды и расставлять приоритеты на перспективу. Далее вместе с математической моделью их используют при создании программных средств принятия решений. Все взаимосвязи внесут в специальную программу, с возможностью выводить на карту отдельные объекты и слои. Различные слои анализа можно визуализировать и автоматизированно формировать табличные данные в зависимости от инвестиций на выбранный период.

Как анализируется световая среда?

Выражаясь простым языком, специалисты будут анализировать слои световой среды в соответствии с системой атрибутов-критериев. Среди них и энергосбережение, и информативное качество среды в ночное время, и безопасность, и комфорт граждан. Учитываться будут даже социальные факторы, такие как социальная мобильность граждан, активность в соцсетях и перемещения людей.

Анализ включает измерения с использованием новейших приборов: яркомера фирмы TechnoTeam на базе зеркальной фотокамеры Canon и прибора для окулографических исследований Tobii Glasses 2. Измерения проводятся для различных объектов городской среды: улиц, тротуаров, фасадов зданий, пешеходных пространств. Таким образом, оцениваются нормы для водителей транспортных средств, пешеходов, жителей домов. В результате выявляются проблемные участки с повышенным приоритетом, зоны с наибольшей активностью людей, для которых разработка освещения должна быть индивидуальной.

Каким будет комфортное освещение?

В «Ленсвете» поясняют, что одним из примеров дискомфортного освещения является, например, неприятная блескость в поле зрения водителя. Этот параметр по-научному называется пороговым приращением яркости. На состояние комфорта также оказывает влияние завышенные яркости объектов архитектурного освещения, то есть излишне яркая подсветка фасадов зданий. Неприятны для глаза и завышенная яркость рекламы, скорость смены её контента (кинетика), плохое качество цветопередачи. Последняя характеристика зависит от типа используемого источника света в светильнике на улице.

Согласно программе, подразумевается, что световая среда должна быть не только комфортной для глаз, но и эстетически грамотной. Освещение должно быть организовано в соответствии с функционально-художественными требованиями, служить человеку в качестве социально-пространственной системы ориентации в вечернем городе. Световая композиция должна быть целостна, нести информативную эффективность, быть выразительной, свет использоваться должен рационально.

Свет как помощник в безопасности

Для разработки световой концепции проводят путём исследований выявляют проблемные участки по уровню преступности. «Слой с данными о преступности накладывается на слой анализа световой среды в этой зоне, после чего можно сделать вывод, влияет ли в данной зоне освещение на преступность. Если да, то приоритет объекта повышается», — рассказывают в «Ленсвете».

Однако сам критерий безопасности включает в себя анализ не только уровня преступности, но и качественных, и количественных характеристик освещения, а также проверку соответствия существующего освещения этим характеристикам. Помимо нормируемых в России значений, был создан расширенный список световых характеристик с учётом рекомендаций Международной комиссии по освещению (МКО, CIE).

Стоит понимать, что безопасность достигается не только уменьшением преступности, но и созданием условий для безопасного передвижения. Соответственно, для водителей планируется качественное проектирование освещения дорожного полотна и пешеходных переходов, для пешеходов — создание условий для комфортного передвижения по городу, то есть качественное проектирование тротуаров и пешеходных пространств, предупреждающее рост преступности.

«Для различных улиц города были разработаны поперечные сечения, которые показывают функциональное использование улицы «в разрезе» — для того, чтобы облегчить задачу проектирования. Есть улицы, в которых существует только проезжая часть — и это одна задача для проектирования, есть улицы более нагруженные функциональными зонами: включающими пешеходную зону, отделённую от проезжей части, дороги-дублёры — и это уже более сложная задача для проектирования, и другие стоимости на реализацию освещения», — объясняют специалисты «Ленсвета».

Чем поможет программа горожанам?

Концепция предполагает расстановку приоритетов при работе с городской средой, рациональное использование энергоресурсов в соответствии с функционально-информативными задачами объектов города и их использованием разными группами пользователей. Кроме того, будут анализироваться существующие места интереса и притяжения людей в тёмное время суток для разных районов города и поиск новых мест. Далее будут созданы общественные пространства, функционально соответствующие потребностям различных категорий пользователей.

Концепция предполагает расширение существующих приоритетов при создании адресно-инвестиционных программ с ориентиром на социальные факторы. Она анализирует различные объекты, в том числе улицы, парки и квартальные территории, дворы, а также архитектурное освещение — и по каждым категориям объектов выдаёт приоритет. Основная цель программы — при заданном финансировании максимально обеспечить качественным освещением те зоны города, которые в нём наиболее нуждаются. Освещать в первую очередь те кварталы и улицы, по которым перемещается в вечернее время большое количество людей, или где плотность населения выше, а не те зоны, которые, к примеру, являются промышленными и практически не используются в вечернее время.

Как «поумнеет» уборка города?

Комитет по благоустройству в рамках проекта «Умный город» предложил систему мониторинга работы уборочной техники дорожных специализированных предприятий. Она, в том числе, включает информационное взаимодействие между организациями, которые занимаются уборкой городских территорий общего пользования. Таким образом должна быть сформирована единая система планирования выполняемых работ.

Такая система в настоящее время уже используется комитетом, Центром комплексного благоустройства и дорожными предприятиями. Всего системами спутниковой навигации оснащено 1468 единиц уборочной техники. «Жители города могут в режиме реального времени следить за тем, на какой улице находится уборочная техника и какой вид работ она выполняет», — рассказали «Диалогу» в петербургском комитете по благоустройству.

Сегодня комитет также добивается установки такой системы на спецтранспорт перевозчиков, которые вывозят твёрдые коммунальные отходы. Следующий шаг – систематизация полученных таким образом данных о перемещении машин с отходами и синхронизация маршрутов транспортных средств, которые вывозят ТКО из Петербурга в места переработки.

Проект «Автомобильные дороги»

Цель этого проекта, разработанного комитетом, — организация взаимодействия между всеми предприятиями и органами власти, которые занимаются дорогами. Планируется, что улучшение коммуникации в итоге обеспечит эффективность их работы. Будет создано единое информационное пространство в сфере дорожной деятельности — содержания, ремонта, строительства и проектирования, под условным названием «ГИС Дороги». В нём будет содержаться полная информация о состоянии автомобильных дорог и их отдельных участков, которая будет доступна не только органам власти, но и жителям Санкт-Петербурга.

Кроме того, в «ГИС Дороги» грузовики смогут проложить маршрут через Петербург, получить и согласовать разрешения на провоз тяжеловесных и крупногабаритных грузов. На въездных дорогах, входящих в городской каркас движения тяжёлой техники, создадут автоматизированную систему весогабаритного контроля транспортных средств. Система будет взвешивать грузовой транспорт и автоматически анализировать наличие или отсутствие у машины разрешения на въезд в город. В случае отсутствия разрешения, данные по транспортному средству будут передаваться в Центр автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП).

Зелёные зоны

Отдел согласований проектной документации комитета уже работает в Автоматизированной информационной системе Государственной административно-технической инспекции (АИС ГАТИ), которая в режиме одного окна принимает заявления и выдаёт документы для присоединения потребителей к инженерным сетям. Заявитель направляет в электронном виде проектную документацию, а также бумаги, необходимые для определения восстановительной стоимости зелёных насаждений и оформления порубочного билета. Отдел через АИС ГАТИ получает необходимые документы. На месте определяется объём сноса и пересадки, рассчитывается размер восстановительной стоимости зелёных насаждений. Не позднее, чем через 4 дня, заявитель уже видит акт обследования участка и счёт на оплату восстановительной стоимости. После перечисления денег в бюджет Петербурга или муниципалитета оформляется порубочный билет или представляется аргументированный отказ в его выдаче.

«Таким образом, на оформление уходит не более 8 дней. Представителям бизнеса не нужно выстаивать очереди – работа в автоматизированной системе позволяет минимизировать все проволочки, связанные с оформлением документов», — отметили в комитете.

Взаимодействие с жителями

Важной составляющей «Умного города» во всех сферах является налаженное взаимодействие с жителями. По инициативе губернатора Георгия Полтавченко, рассказали в Смольном, создан портал «Наш Санкт-Петербург». С его помощью жители могут обратить внимание властей на волнующую проблему. Комитетом по благоустройству в 2015 году отработано было 7676 сообщений, в 2016 году – 12971 сообщение. Как рассказали в комитете по благоустройству, на 10 ноября 2017 ведомством совместно с профильными предприятиями отработано 20881 сообщение. Такой рост количества поступающих сообщений объясняется возросшей популярностью портала: с 74782 сообщений, поступивших всего в 2015 году, до 368309 сообщений, поступивших за неполный 2017 год.

Подготовила Яна Никитина / ИА «Диалог»

Другие материалы из рубрики «Город будущего» можно посмотреть в нашем специальном разделе.