93.3$ 99.4€
1.55 °С

Школы с историей

30 августа 2017 | 18:39| Где это

Жители спальных районов привыкли, что коричневые, зелёные или кирпичного цвета здания во дворах, обыкновенно буквой «П», – точно школы. Но в центре города они выглядят иначе, и часто по взгляду на здание не всегда можно понять, что перед тобой — школа. При этом некоторые из них существуют десятки, и даже сотни лет. В преддверии 1 сентября «Диалог» вместе с историками-краеведами из проекта #окологорода Игорем Ивановым и Михаилом Уваровым осмотрел несколько школ с «большой» историей.

«Александровский лицей» (Каменноостровский проспект, 21)

Наверное, самая известная в Петербурге — да и в России — историческая школа – это Императорский Царскосельский лицей. Он был открыт в 1811 году Александром I и стал передовым для тех лет учебным заведением в стране. Историческое здание лицея, в котором воспитывались Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, Горчаков, находится в Царском Селе. Сейчас там музей — саму школу ещё в 1843 году перевели в Петербург, в здание на Каменноостровском проспекте.

Тогда Петроградская сторона называлась Петербургской и была практически окраиной города. «Привычный нам облик Петроградка приобрела в эпоху модерна, то есть чуть более 100 лет назад. А в середине XIX века здесь были деревянные дома с садами (два из них сохранились – уникальный случай для Петербурга — это дом Матюшина, где сейчас Музей русского авангарда, и деревянный домик на Большой Пушкарской, включённый в Академию танцев Бориса Эйфмана). Говорят, на Петербургской стороне в XIX веке ещё бегали волки», — рассказывает Игорь Иванов.

Лицей разместили в здании бывшего сиротского дома и сменили название — теперь он стал называться Александровским, в честь основателя.

Проработал лицей до революции. После Октябрьского переворота положение престижного некогда учебного заведения стало плачевным. Занятия полуподпольно продолжались около полугода, после чего лицей по решению Совнаркома был закрыт. При этом в 1917 году лицеисты делили здание с Петроградским районным советом рабочих депутатов, райкомом партии большевиков и штабом Красной гвардии. «Похожая ситуация была в Смольном: когда Съезд Советов брал власть в России в свои руки в здании ещё жили благородные девицы – смолянки», — отмечает Игорь Иванов.

В 1925 году десятки выпускников лицея были репрессированы. В отношении них сфабриковали обвинение в организации подпольной контрреволюционной группы, 26 человек расстреляли, более 50 отправили в лагеря (большинство там погибло). Дело получило название «Дело лицеистов», хотя из полутора сотен обвиняемых лицеистами были не все.

После закрытия лицея в здании на Каменноостровском (тогда Кировском) проспекте размещался Пролетарский политехникум, затем школа № 181, а после войны — средняя школа № 69 имени Пушкина. Позже здесь находилось СГПТУ № 16. В настоящее время здание занимает колледж управления и экономики «Александровский лицей». Учатся там уже после окончания 11 классов — колледж школой не является.

Здание выглядит внушительно. Стены выкрашены в «петербургский жёлтый» — оттенок, придающий любой постройке угрюмый болезненный вид. Фасад типичный для архитектуры классицизма: сдержанный, лаконичный, без вычурных элементов. Двор перед зданием выходит на проспект, он зелёный, просторный, обставлен скамеечками — полноценный сквер. Напротив входа красуется бюст Ленина — скульптурное изображение Пушкина, стоявшее здесь некогда, было утрачено в советское время.

Школа № 80 (улица Мира, 18)

Решение о создании здесь учебного заведения было принято в год 100-летнего юбилея Пушкина — 1899. И хотя открыли школу только спустя несколько лет, в 1907 году, она всё равно стала носить имя великого поэта. До революции школа называлась Училищным домом имени Пушкина и была рассчитана на детей простых горожан. «Александровский лицей всё-таки до самой революции был привилегированным заведением, а Училищный дом имени Пушкина создавался для детей из небогатых семей Петербургской стороны», — отмечает Игорь Иванов.

В советское время школа не раз заявляла о себе на всю страну. «В 1935 году она была признана лучшей в стране, победив 25-ю школу Москвы, где учились дети работников Кремля. В 1937 – провела масштабный день памяти Пушкина», — рассказывает Михаил Уваров. В 1960-е несколько предметов в школе начали преподавать на английском — редчайшее для СССР явление! Сегодня школа №80 – средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка.

Здание школы — светлое, с большими окнами. По-хорошему провинциальное, спокойное, уютное (вспомним, что, когда оно появилось, Петроградская сторона, хоть и активно застраивалась, была ещё практически окраиной — с деревянными зданиями и зелёными садами). «Основной особенностью зданий школ тех лет являются большие окна, дающие свет просторным внутренним классным помещениям», — отмечает Игорь Иванов.

Во дворе школы — небольшой фонтан, скамеечки, фонарики. Места совсем мало, и сразу возникает вопрос — где же проводят «линейки»? На одной из скамеек мы заметили двух учителей школы. Они рассказали, что «линейки» собирают на футбольном поле, которое примыкает к школе с улицы. Школой своей педагоги гордятся и называют её преемницей традиций Царскосельского лицея. Каждый год в День лицеиста, говорят они, школа проводит для учеников Пушкинский бал, устраивает уроки танцев, этикета, словесности — всё как в Лицее. Кроме того, в школе имеется классная комната, оформленная в стиле пушкинской эпохи: с роялем, старинными книгами, подсвечником — и, конечно, портретом Пушкина.

Петришуле (Невский проспект, 22-24, литера А)

Со времён Петра I и до Октябрьской революции второй по численности этнической группой в Петербурге — после русских — были немцы. Отчасти это объясняется тем, что украинцев и белорусов при переписях тогда не выделяли — относили к русским. Так или иначе, немцев в городе жило очень много. Они составляли общины, строили свои церкви и, конечно, школы. «Представители разных национальностей группировались, жили в городе сообществами. Часто это происходило именно вокруг церквей, поскольку религия играла большое значение», — рассказывает Игорь Иванов.

«Территорией немцев» в Петербурге стало пространство между Большой и Малой Конюшенными улицами — землю общине подарил Пётр I. В этом районе в первой трети XVIII века возвели лютеранскую церковь Святых апостолов Петра и Павла, через несколько лет при ней открылась и школа. «У лютеран принято вести богослужение на родном языке, в отличие от католиков, которые ведут его на латыни. Отчасти по этой причине происходила замкнутость по национальному признаку. Более того, в то время образование не было отделено от церкви, соответственно, вполне логично, что при церкви возникла школа», — поясняет Игорь Иванов.

Однако история Петришуле не так проста. Первое упоминание о школе с таким названием относится к 1709 году — считается, что это самая первая в новом городе школа. Находилась она тогда в другом месте, ближе к Неве. Та школа, что открылась при церкви Святых апостолов Петра и Павла, была обычным приходским учебным заведением. В 1760-е место этой школы заняла Петришуле — переехав в только что построенное на Невском проспекте здание. Историки полагают, что она является прямой наследницей первой петербургской школы, однако достоверных указаний на это не сохранилось. Отметим, что на фасаде нынешнего здания Петришуле — несколько дат, и первая — 1760-й год. С этого года школа, претерпев несколько переименований и перестроек, не покидала своего здания.

Практичные немцы не давали своей земле «простаивать». На территории общины строились новые здания и перестраивались старые. Нынешний облик церковь Святых апостолов Петра и Павла приобрела в 1830 году. Чуть ранее, в 1818 году, было перестроено и здание школы.

«В то время было абсолютно нормально, что церковь в открытую зарабатывала деньги. Близлежащие дома – это доходные дома церкви, которые сдавались внаём. Хотя, стоит заметить, что и казна поддерживала церковную жизнь. До революции школы разделяли по половому признаку – были женский и мужской корпуса, которые соединялись общим зданием», — рассказывает Михаил Уваров.

«Изначально здание было в чистом классицизме, но в 1818 году, после перестройки, «верх» взяла эклектика. Если смотреть на школу с небольшого расстояния, заметны элементы барокко и рококо — например, ракушки на фасаде. Однако эти элементы довольно лёгкие и больше стилистические, нежели основные. В целом здание построено в довольно утилитарном стиле, без «излишнего» декора», — добавляет Игорь Иванов.

Стоит отметить, что в Петришуле преподавали многие известные деятели науки и культуры. К тому же школа выпустила немало знаменитых учеников. Например, шведскую поэтессу Эдит Сёдергран. Почти всю жизнь она прожила в Петербурге и Райволе (нынешнем Рощино), умерла в 31 год вскоре после революции — от обострения чахотки. При жизни её творчество не было оценено, однако сегодня она считается одним из значительных поэтов Скандинавии, первым поэтом финско-шведского модернизма.

Кстати, вопреки распространённому мнению, музыкант Борис Гребенщиков в этой школе никогда не учился — он закончил физико-математический лицей №239. Однако его вторая жена работала в Петришуле уборщицей — за что ей дали комнату в мансарде на Малой Конюшенной.

В советское время «женскому» отделению Петришуле присвоили №217, а «мужскому» — №222, под которым школа работает и сегодня, после объединения в 1965 году. С 1991 года в школе начинают углублённо изучать немецкий язык, а с 1996 заведению, в дополнение к номеру, возвращают историческое название.

Школа №210 (Невский проспект, 14)

Дом № 14 по Невскому проспекту известен ленинградцам-петербуржцам: именно на его фасаде до наших дней сохранилась блокадная табличка «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Однако вряд ли многие знают, что расположена надпись на здании школы.

После сноса исторического здания в 1915 году на этом месте образовался пустырь. Застроили его уже в 1939 году. Здание возвели в рекордно короткие сроки — за 54 дня. «Довольно трагическая история возникновения. Школу выстроили за практически нереальный срок в абсолютном сталинском неоклассицизме. Явно предполагалось идеологически, что возводится учреждение ради светлого будущего. А через два года началось ужасное время войны», — рассказывает Игорь Иванов. Во время войны занятия в школе не прекращались.

Во дворике школы стоит памятник-глобус. На постаменте — стихотворение поэта-блокадника Юрия Воронова:

Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы.

Глобус не совсем обычный – в него встроены громкоговорители, которые включаются по особо важным поводам, День Знаний – не исключение. Стоит сказать, что в этом же здании расположен музей боевой славы «Ленинград в блокаде». Он открылся 27 января 1973 года, в день 30-летия прорыва фашистского окружения города.

Ксения Савельева, Дарья Скороспелова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!