94.1$ 100.5€
-2.07 °С
Новости Все новости

Постижёр: Раньше существовала норма – трое усов в день. Но это тяжело

29 августа 2017 | 13:00| I like my job

Светлана – постижёр. Она изготавливает парики, усы и бороды из натуральных и искусственных волос. Её изделия используются и в кинокартинах, и в театрах, и обычными людьми. В интервью «Диалогу» Светлана рассказала, чем отличаются парики для театра и кино, почему «буйвол» лучше синтетики, зачем постижёру нужны «болваны», и что в этом ремесле самое сложное.

«Постижёрное дело – часть работы художника по гриму»

Я работаю уже очень давно – и не только постижёром, но и художником по гриму в кино. Училась я этому на Ленфильме чуть больше двух лет, и у нас был целый раздел «постижёрное дело», потому что художник по гриму – это не только сам грим, пластика, раны, сюда входит и работа с постижом – усами, бородами, париками. Мы должны знать от начала и до конца, как изготавливаются эти детали, как снимать для них мерки. Это входило и входит в нашу профессию. Уже потом я стала заниматься исключительно постижёрным делом отдельно – и мы с коллегами организовали свою постижерную мастерскую.

«Больше люблю делать парики»

Для кино заказывают в основном бороды, усы и баки. Театрам и просто творческим группам больше нужны, естественно, парики. Частные лица чаще выбирают не парики, а шиньоны, накладные пряди, «чудо-пряди» на заколках, как сейчас модно.

Лично я больше люблю делать парики. Конечно, в любой постижёрской работе есть творчество, но мне нравится творить «большими мазками». Бороду или усы, например, нужно делать кропотливо, волосок за волоском вдевать в специальную сетку специальной иглой, которые разнятся по толщине – размеры от нуля до десятки. Сетки, кстати, тоже бывают разные: для кино потоньше, чтобы их не было видно даже с достаточно близкого расстояния, в театре же более грубые сетки. Но при этом на изделиях для театра нужно делать «яркие пятна»: например, если просят чёрный парик с седой прядью, то в кино мы бы сделали мягкую проседь, но для театра – черный парик с яркой-яркой белой прядью, чтобы было видно со сцены.

«На комплект из бороды и усов уходит около трёх дней»

Парик можно сделать за период от пяти дней до недели, но обычно один заказ мы берем на две недели, чтобы сделать его спокойно, не торопясь. Но если работа предстоит сложная, с несколькими примерками, с выбором цвета, со стрижкой – естественно, срок увеличивается. Ну а если есть эскиз и говорят, что нужно именно это, конкретное, то выйдет тоже около двух недель.

Более мелкие изделия и времени занимают меньше. Раньше вообще существовала норма – трое усов в день, например. Но это при очень жёстком графике: надо прийти с утра и сесть за работу – есть час обеда, конечно, – но потом опять сидеть до вечера. И это очень тяжело: устают глаза, устаёт спина, проявляются все «прелести» сидячей работы – всё затекает, нужно вставать делать гимнастику, разминаться. У нас нет настолько жёсткого графика, и усы получаются обычно за два дня – спокойных, неторопливых дня. На комплект из бороды и усов уходит около трёх дней, но и просто бороды, без усов, тоже заказывают.

«Иногда сложно целый день сидеть на месте»

Самое сложное в работе – быть усидчивым. Иногда бывает, сядешь за изделие – и как-то не идёт, всё раздражает, узелки рвутся, волос рвется, тюль рвётся, и хочется всё разорвать и отложить… Но потом вспоминаешь, что у тебя есть заказ, который нужно выполнить, и тогда успокаиваешься и начинаешь заново. Но такое случается редко, потому что люди в нашей профессии очень терпеливые, аккуратные, усидчивые, способные часами сидеть и выполнять одну работу.

«Однажды довелось валять парики из войлока»

Помню необычные парики, которые мы создавали для театра на ходулях. Сразу было понятно, что обычные небольшие парики абсолютно не смотрелись бы на актерах, вставших на ходули. Поэтому сначала мы сделали большие каркасы, потом долго выбирали материал, и в итоге у нас получились высокие красивые каркасные парики.

А пару лет назад к нам пришли из одного цирка посоветоваться насчет париков для представления в честь открытия этого цирка. Мы посоветовались и предложили им сделать парики не из человеческого волоса, не из буйвола, а из войлока. Мы их валяли, придавали форму, и они вышли очень яркими, подходящими по фактуре и цвету к костюмам. Все остались очень довольны.

«Не для всех изделий нужны точные мерки»

Снимать мерки нужно, но иногда бывает, что заказ приходит с письмом от театров из других городов. Тогда они приписывают что-то вроде «размер 58» – это средний, стандартный размер головы. Также присылают минимум мерок, если парики нужны для массовки или для массовых сцен. Но для изделий для основных актеров нужны подробные мерки, чтобы удобно было и надевать, и носить, чтобы они не были ни большими, ни маленькими, нигде не жали, – здесь, конечно, мерки необходимы.

Для усов и бороды же у нас есть специальные стандартные болваны: на узкий, средний и широкий подбородки. Но бывает иногда, что у людей или очень широкое, или очень узкое лицо, и тогда мы тоже снимаем мерки и переносим их на болван. Но в принципе для бороды и усов мерки снимаются куда реже.

«Человеческий волос и буйвол – материалы на все случаи жизни»

И человеческий волос, и буйвол очень хорошо поддаются любой обработке: их можно и завить, и перекрасить или покрасить, сделать «химию». С синтетикой совсем не так – ты выбираешь, например, цвет, и после уже сложно что-то изменить, к тому же синтетический материал часто путается. Однажды был случай: мы уже почти завершили работу над париками из синтетики для одного театра, а потом заказчики звонят нам и говорят: «У нас изменилась концепция, и мы хотим, чтобы парик был такой же, но вьющийся». Мы в итоге нашли выход, конечно, но синтетика всё равно не самый лучший материал для работы, так что чаще всего мы используем человеческие волосы и буйвола.

«Болваны, карды, тресс-банки – наши повседневные слова»

При создании изделий мы используем болваны – деревянные основы, на которые надеваем тюль – ткань с небольшими ячейками. На болване эта ткань, разумеется, видна, но на человеческом лице или голове она уже не будет заметна. Тонкий тюль мы между собой называет киношным, потому что именно там его чаще используют; в театре сгодится и тюль погрубее, но в последнее время часто заказывают тонкий. Также есть карда – это основа, на которой закреплено много иголок, этот инструмент используется для вытягивания и прочёсывания волос, материала, потому что обычной расческой пользоваться очень неудобно. Тресс-банки выглядят как две палочки, между которыми натягиваются три нити для плетения трессов (прядей), они потом используются в разного рода изделиях: париках, шиньонах, накладных прядях… Есть ещё креп – это волос, который специально обработан и зафактурен, чтобы выглядел натурально (например, в усах или бороде), а не просто висел. Всеми этими инструментами мы пользуемся в работе ежедневно.

«Бывает, усы отклеиваются»

У нас что ни день – то праздник, и, конечно, за время работы набралось немало забавных случаев. Бывает, усы отклеиваются. Однажды пришли молодые девочки, только из киношколы – смотрим на актёра, которого они гримировали, и понимаем: что-то не так. Но что – понять не можем. А потом осознали, что они усы вверх ногами приклеили!

Была и такая история: актёр надел парик на пробах (сам он лысый). Пришла актриса, которая не знала, что на самом деле волос у него нет. Отсняли всё, что нужно, выходит актёр уже без парика, и актриса ахает: «Тебя уже обрили?» Она решила, что это его настоящие волосы, до того хорошо парик сел! И таких историй очень много!

«Наша работа – это постоянное, непрерывное творчество, и больше всего мне нравится ощущать себя творцом»

Когда приходят заказчики, часто мы можем и предложить свои варианты, и что-то посоветовать: какой материал лучше использовать, какая расцветка хорошо подойдёт, чтобы изделие вышло более живым, органичным, натуральным. Наша работа – это постоянное, непрерывное творчество, и больше всего мне нравится ощущать себя творцом.

Беседовала Анна Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!