9 °С
Новости Все новости

Создатель сладостей по-японски: Малый бизнес в России – это понимание, что вы вовлечены в дело 24/7

23 августа 2017 | 13:00| Стартапы

Слышали когда-нибудь о зелёном шоколаде? А о сером или фиолетовом? Именно так выглядят японские сладости, которые делает компания Okasi – единственный в России производитель кондитерских изделий «по-японски». Создатель компании Владимир Митрофанов в интервью «Диалогу» рассказал, из чего готовят разноцветные плитки, почему нет смысла делать растяжки поперёк Невского, и каким должен быть успешный стартапер.

«Предпринимательская составляющая всегда вылезает вперёд»

По большому счёту, я всегда работал на себя, у меня никогда и не было другого состояния. С 15 лет я был диджеем в местном клубе, и, чтобы доставать музыку, работал ещё и на рынке, продавал кассеты. Периодически я бывал и наёмным работником, но, как правило, предпринимательская составляющая всегда вылезает вперёд. Постоянно пытаюсь что-то придумать, посоветовать, что-то сделать, предложить новые бизнес-проекты.

Я занимаюсь Okasi четвёртый год. До этого у меня была компания «Всё для суши», которая поставляла и продавала в розницу товары для японской кухни. Собственно, мы положили начало всем товарищам типа «сушивоков» и «сушишопов». Ничего сверхъестественного: мы с женой любим японскую кухню, а я люблю готовить. Пробовал дома что-то сделать, но понял, что купить ингредиентов негде: либо надо сильно извернуться, либо использовать ингредиенты плохого качества. Поэтому я и принял решение открыть свою сеть. Мы продавали всякие штуки, чтобы готовить дома – возили из Японии ингредиенты.

Когда люди просили зелёный кит-кат или ещё что-то, о чём слышали и знали, мы не могли этого сделать, потому что были небольшой сетью и в основном продавали то, что везёт большой импортер. Поэтому в какой-то момент возникла мысль, почему бы не попробовать сделать это здесь? Эта мысль появилась в 2012 году, потихоньку я начал искать фабрику-подрядчика, начал делать тестовые образцы.

«Кто хочет, тот делает, кто не хочет – всегда найдёт отмазки»

Не скажу, что собственный бизнес – это легко или просто, каждый всё оценивает по-своему. Всё зависит от желания. Я лично считаю, что каждый человек просто должен делать то, что ему нравится, причём в разные моменты жизни может нравиться разное. Если вы пошли в бизнес, только потому что сидите сто лет менеджером, и вам уже не нравится, и «вроде как надо что-то своё замутить», вы будете относиться к этому как к вечному геморрою. Малый бизнес в России – это понимание, что вы вовлечены в него 24/7. Даже если вы можете позволить себе уехать, отвлечься, вы всегда с головой в бизнесе. В отличие от наёмных сотрудников, которые в 18:00 уходят с работы и могут забыть о ней. В собственном бизнесе так не получится. Вы можете ночью проснуться и подумать: «Надо же вот так это сделать!» И быстрее бежать в офис с утра, чтобы это сделать.

Поэтому если вам что-то нравится и легко – идёте и начинаете стартап. Всё остальное, что рассказывают – административные барьеры и тому подобное… Могу сказать так: кто хочет – тот делает, кто не хочет – всегда найдёт отмазки.

«Предпринимателю нужно иметь своего ментора»

Мне помогла начать свой бизнес вера в то, что я могу что-то сделать, помогло увлечение, помогла обратная связь от клиентов, которые приходили и говорили: «Да, эта зелёная шоколадка нам нужна, давайте её будем пробовать!» Понятно, что предпринимателю нужно иметь своего ментора, человека, к которому он стремится, который его вдохновляет. Не скажу, что на текущий момент у меня есть кто-то один, кто для меня является ментором. У меня довольно много друзей, и я в принципе стараюсь общаться с людьми, которые также чего-то хотят в этой жизни – стараются, развивают и делают. У меня довольно большой круг общения, но большая его часть – это люди, которые создали что-то своё, свой бизнес, эти люди меня всегда мотивировали. Они мне всегда помогали. Не обязательно деньгами, — а примером, советами, возможностями.

«Вся прибыль идёт дальше»

Прибыль зависит от того, какие цели и задачи вы ставите. «Всё для суши» для меня был абсолютно убыточным проектом, несмотря на то, что сам по себе один магазин мог выйти в плюс довольно быстро – в течение пары-тройки месяцев. Но этот плюс настолько смешной и забавный – я наёмным сотрудником получал раз в пять больше, чем мог иметь прибыли с одного магазина. Поэтому я строил сразу компанию как большое предприятие, в котором будет не один магазин, а двадцать – туда и целился. Условно говоря, вы можете довольствоваться прибылью в сто рублей, понимать, что вам этого хватает, вы этого и хотели. И тогда можно купить у вас айфон за тысячу рублей и продать потом за тысячу сто. Этот бизнес уже прибыльный. Но если вас это не устраивает, то вы можете эти сто рублей вложить в своё дело. И вы уже будете получать не сто, а сто тысяч. Но в таком случае период вложений будет дольше. Большинство компаний, которые нацелены на мировую экспансию, до сих пор не прибыльны.

Okasi – немножко другой бизнес, более капиталоёмкий. То есть, условно говоря, чтобы произвести товара на миллион рублей, мне надо сегодня вложить миллион и, в лучшем случае, получу я его обратно месяца через три, а до этого ещё каждый месяц буду должен вкладывать по паре-тройке миллионов, которые где-то надо брать. Поэтому формально по Okasi мы прибыльны. Но вся прибыль идёт дальше.

«Мы не придумали зелёный шоколад»

Идеи по рецептуре – на мне. Не скажу, что это новые придумки как таковые. Учитывая, что Okasi – это сладости по-японски, мы делаем в России то, что либо уже сделано в Японии, либо имеет какой-то прототип. Условно, шоколада с чаем матча и с ягодами годжи в Японии я лично не видел, но идея – она на поверхности – добавить матча в шоколад, который существует в Японии, ягоды годжи, которые популярны у нас здесь. Не скажу, что это ноу-хау. Мы не придумали зеленый шоколад. Мы его увидели в Японии, придумали, как его сделать здесь, и сделали.

Мы достигаем цвета исключительно за счёт того, что продукт изначально, например, фиолетовый, положили в продукт, изначально имеющий нейтральный цвет, — и получили в итоге фиолетовую шоколадку. Или серый шоколад с кунжутом – то же самое, таким же образом мы получили серый цвет. У нас нет задачи получить неестественный цвет, который оттолкнёт потребителя. Мы берём цвет из природы, его и получаем.

«Это не машина, за которой вы поедете в соседнее государство, это – шоколадка»

В текущий момент у нас в ассортименте пять шоколадных плиток. На осень запланирован выход ещё шести товарных позиций, из которых три – это шоколад, три – новые продукты, с которыми мы ещё не работали. Пока могу проанонсировать только вафли – они планируются к выходу с первого сентября. Это будет вафельный батончик с чаем матча, зелёный. К тому же есть довольно много наработок, которые хочется выводить на рынок. Другое дело, что вывод на рынок – довольно длительный процесс, требующий вложений, поэтому всё пока впереди.

Мы планируем расширять представленность. Понятно, что рост бизнеса возможен за счёт роста целевой аудитории, которая потребляет продукт, и количества раз, которое она потребляет этот продукт. Даже если вы вдруг примете решение целенаправленно пойти и купить нашу шоколадку, она должна быть в каком-то вменяемом доступе до вас. Это не машина, за которой вы поедете в соседнее государство, это – шоколадка. То есть если вам придётся ехать за ней на другой конец города, вы в 99 процентах случаев плюнете. Поэтому естественно, что представленность – это один из первых пунктов, который мы стараемся обеспечивать.

«Если вы сейчас увидите стритлайн, вы не пойдёте и не купите то, что он предлагает»

Что касается рекламы, в первую очередь – это продвижение в местах продаж, то есть маркетинговые акции, участие в каталогах, выкладки. Понятно, что мы не можем позволить себе растяжку поперёк Невского или стритлайны. Да и я не думаю, что это будет работать эффективнее. Пока мы используем промо-акции, дегустации, продвижение в точках продаж: чтобы человек в магазине лишний раз нас увидел. Тогда у него будет до нас самый короткий путь: увидел, узнал, услышал – купил. От того, что вы сейчас увидите стритлайн на Большом проспекте – ну окей, увидите, прочитаете – супер – вы, скорее всего, не пойдёте и не купите то, что он предлагает.

Беседовала Дарья Тюрина / ИА «Диалог»

Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!