94.1$ 100.5€
-2.07 °С
Новости Все новости

«Хватит кормить роуминг!» Как и почём работает роуминг в России, и почему он до сих пор не отменён

06 июля 2017 | 09:06| Бизнес

Федеральная антимонопольная служба заявила о том, что до конца нынешнего года в России будет устранён внутрисетевой роуминг. На серьёзные меры в этом направлении министерство связи толкают не только интересы пользователей, но и новости из-за рубежа: в условиях, когда об отмене внутриевропейского роуминга заявляет руководство ЕС, сохранение подобного явления внутри единой страны выглядит не просто как анахронизм, а как форменное издевательство над гражданами.

Особенно остро эта проблема стоит в Крыму, где до сих пор полноценно не представлен ни один общефедеральный оператор. «Диалог» разбирался в том, почему сложилась такая ситуация (в масштабах полуострова и всей страны), и какие меры предполагается принять для её разрешения.

Связь в Крыму: всё в дыму

Например, на сайте МТС в перечне субъектов Федерации Крым отсутствует. Если же перейти на портал украинской «дочки» оператора, то «АР Крым» вполне себе значится в списке регионов этой страны. Однако обслуживает Крым Краснодарское отделение МТС, которое продаёт свои SIM-карты за 51 рубль. Звонки абонентам МТС из других российских регионов стоят 3 рубля в минуту.

«Билайн» же, к примеру, работает в Крыму только в режиме роуминга, через местные сети. Стоимость звонков и в Россию, и на Украину может доходить до 34 рублей за минуту. А опция «Моя страна», которая снижает плату за пользование связью в других регионах (звонки будут стоить 3 рубля в минуту), не действует… вы угадали – в республике Крым и Севастополе. Подобным же образом не действуют в Крыму и преимущества тарифов серии «Всё», которые фактически предусматривают фактическое отключение роуминга в России для абонентов «Билайн», и услуга «7 дней Интернета в путешествиях по России».

«На территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь услуги связи ПАО «ВымпелКом» не оказываются, действуют тарифы для поездок по России в сетях других операторов», — указали в компании «Вымпелком».

«Мегафон» в Крыму не присутствует и также работает посредством местных сетей, однако предлагает пользователям подключить опцию «Крым» (15 рублей в сутки), при использовании которой входящие мобильные звонки становятся бесплатными, исходящие вызовы на все российские номера будут стоить 5 рублей в минуту, 1 мегабайт интернет-трафика – те же 5 рублей, а SMS – 3 рубля. Звонки на номера украинских операторов будут стоить как международные – 35 рублей в минуту.

«Мобильный оператор Yota работает на объединенной сети ПАО «МегаФон» и ООО «Скартел», которая на данный момент не представлена в Крыму, поэтому услуги здесь оказываются на особых условиях. Подробную информацию об условиях использования услуг оператора на территории Крыма можно найти на yota.ru», — отметили в администрации оператора Yota (использовать услуги которого полноценно в Крыму также не получается).

Наконец, TELE2, опять-таки, предлагает пользователям скидку «В Крыму как дома», которая избавляет от необходимости платить за входящие звонки. В остальном для пользователей всё так же: минута исходящего звонка и мегабайт Интернет-трафика обойдутся в пять рублей.

Какова причина такого положения дел? С момента воссоединения Крыма с Россией прошло уже больше трёх лет, но российские операторы  так и не развернули в регионе свои сети. Украинские компании начали покидать спорную, с точки зрения Киева, территорию в августе 2014 года, завершив этот процесс к декабрю. Даже ныне существующий на полуострове МТС – не наследник «МТС-Украина»: она продала свою сеть местной компании «К-Телеком», которая и стала с тех пор главным оператором полуострова.

Причина такой нерасторопности – вероятно, в том, что большие компании, торгующие акциями на бирже и работающие за рубежом, не горят желанием полноценно включаться в работу на мятежном полуострове, потому что это может привести к санкциям в их отношении. Касается это, разумеется, не только телекоммуникационных фирм, но и финансовых учреждений – именно поэтому в Крыму не найти, например, отделений «Сбербанка» или ВТБ, и отдыхающие вынуждены везти с собой наличные деньги. Ситуация парадоксальная, но на вопрос «с кем вы?» коммерческие учреждения, каковыми являются и банки, и операторы, склонны отвечать «с экономической выгодой».

«Ситуация с Крымом – в том, что мы всё равно говорим не о политических, а об экономических рисках. Каждая компания беспокоится о санкционных режимах… Но здесь [руководителям] нужно определяться: или вы говорите, что ничего не можете сделать в текущих условиях, уходите с руководящих постов и ищете себе работу попроще, или вы должны в той или иной форме обеспечить ситуацию, в которой у российских граждан, посещающих российскую же территорию – Крым – не было никаких сомнений в том, что это – Россия. А пока в этом есть сомнения – и с точки зрения государственной политики коммерческие компании, которые оспаривают суверенитет Крыма, должны быть подвергнуты соответствующим санкциям (в том числе – персональным в отношении руководителей). Весь государственный аппарат должен заниматься тем, чтобы привести коммерсантов к выбору: или они работают в России по российским законам, или они работают где-нибудь в другом месте по законам того места. А текущая ситуация – если учесть, что на календаре 2017 год, — выглядит странной», — отмечает экономист Николай Межевич.

Ведь это наши соты?

Добавим, что на территории полуострова действуют четыре местных оператора: «Win Mobile» (бренд упомянутой выше компании «К-Телеком»), «Волна мобайл» (виртуальный оператор, арендующий сеть у «К-Телекома»), государственный «Крымтелеком» и «СевМобайл» (последний – только на территории Севастополя, который, напомним, считается отдельным субъектом, городом федерального подчинения наравне с Москвой и Санкт-Петербургом). Все они, как и местный МТС, используют региональный код 978.

Если вы приобретёте SIM-карту «Win Mobile», то звонки другим операторам по Крыму и Краснодарскому краю будут стоить 1 рубль в минуту, а вот по остальной России – уже 9 рублей 50 копеек.

«СевМобайл» — это совместное предприятие ГУП «Севтелеком» и московской компании «Холдинг Прогресс». Этот оператор имеет очень небольшую зону покрытия, которая практически повторяет территорию Севастополя как города федерального значения, однако звонки абонентам остальной территории Крыма трактуются как вызовы в домашнем регионе (1 рубль 50 копеек за минуту). С остальной Россией сложнее – вернее, дороже: уже 6 рублей за минуту.

«Волна Мобайл» предлагает в дополнение к базовому тарифу (например, «Море»: 150 рублей в месяц, 300 минут звонков на номера Крыма и Кубани, безлимитные SMS, интернет-трафик и звонки внутри сети) опцию «Звонки по России». Она стоит 60 рублей в месяц и позволяет говорить с абонентами в остальной части страны за 2 рубля в минуту. В поездках по стране абонентам советуют воспользоваться другой опцией, которая стоит 5 рублей в день и сводит стоимость входящих и исходящих вызовов к 3 рублям за минуту, SMS – к полутора рублям (без неё они будут стоить 10 рублей и 5 рублей соответственно).

ГУП «Крымтелеком» — это оператор стационарной телефонии, однако в последнее время он начал оказывать и услуги сотовой связи. На тарифном плане «Мой Крым», например, звонки внутри сети стоят 20 копеек в минуту, по Крыму, Севастополю и абонентам МТС Краснодарского края – 1 рубль 50 копеек, далее по России – уже 5 рублей.

Из Тынды в Таганрог не дозвониться

Новость от 15 июня о том, что на территории Евросоюза отменён роуминг, заставила заговорить об аналогичных мерах и высоких российских чиновников. Раньше одним из немногих, кто деятельно отстаивал отказ от этого явления, был глава ФАС Игорь Артемьев. Теперь у него появился мощный аргумент: если ЕС может избавиться от роуминга, при этом не являясь настоящим единым государством, то уж устранить его в пределах одной страны – дело куда более простое. Или нет? Доселе все подобные предложения наталкивались на сопротивление операторов сотовой связи, которые привыкли получать с абонентов деньги по любому возможному поводу, и не собираются просто так отказываться от лишнего источника дохода. Но теперь Россия невыигрышно смотрится по сравнению не только с США, но и с куда более аморфным образованием – Евросоюзом. Поймут ли граждане, если власть в очередной раз сохранит в интересах частных компаний явление, которое смотрится архаично по меркам любого из соседних государств?

28 июня глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов внёс в Госдуму законопроект, предусматривающий отмену роуминга внутри России. По его словам, внутренний роуминг вводился в стране под предлогом компенсационных мер сотовым компаниям, которые изначально вынуждены были осуществлять соединения через единого общероссийского оператора связи, и несли в связи с этим дополнительные издержки.

«Но сегодня подобный механизм применяется крайне редко, так что плата за внутренний роуминг стала просто анахронизмом. Не говоря уже об её избыточности», – комментирует инициативу Сергей Миронов.

«Оплата телефонных соединений между абонентами в пределах территории России осуществляется по единому тарифу услуг соответствующего оператора независимо от места нахождения в пределах территории РФ как вызывающего, так и принимающего абонента», — говорится в тексте законопроекта.

Два лица роуминга

Собственно, внутрироссийский роуминг – явление двуликое. С одной стороны, в регионах по-прежнему существует множество небольших операторов, обслуживающих один, два, несколько субъектов Федерации, но не всю страну целиком. Число их уменьшается, так как они постепенно поглощаются большими игроками, но совсем они не исчезнут, вероятно, никогда. Их абонентам при поездках в другой регион без роуминга не обойтись: соответствующие соглашения компании подписывают друг с другом, но… Здесь порой возникают весьма странные казусы – например, абонент приморского оператора «Акос» (купленного несколько лет назад «Ростелекомом» и работающего ныне под брендом TELE2), приезжая из Владивостока в командировку в соседний Хабаровск, оказывается… без сотовой связи в принципе. Если, конечно, у него не припасена вторая SIM-карта другого оператора.

Иное дело – когда абонент, скажем, одного из операторов «большой тройки» выезжает за пределы домашнего региона (или федерального округа) и сталкивается с необходимостью платить больше за разговоры, сообщения и доступ в Интернет, находясь при этом формально в сети того же провайдера. Многочисленные дополнительные опции, снижающие стоимость общения в роуминге ценой внесения фиксированного платежа, могут подсластить горькую пилюлю, однако не способны полностью сгладить остроту проблемы. Зачастую пользователь не очень понимает, в роуминге он уже или нет? Скажем, петербургский и архангельский абоненты «Мегафона», имея номера с одинаковым префиксом «921» — общим для СЗФО – фактически являются друг другу «чужими», потому что «домашний» регион исчерпывается их собственной областью.

«Есть техническое определение роуминга, как переключение с одного реле на другое, с одного оператора на другого. Для нас же, как для потребителей, слово «роуминг» давно уже означает и другое. Это повышение цены и высокий тариф для населения, когда мы пересекаем границу иностранного государства. Нужно выпрямлять это. Никакого внутрисетевого роуминга на территории Российской Федерации не должно быть – это первый этап. И второй – в рамках Таможенного союза его тоже не должно быть, потому что мы заключили соответствующее соглашение пяти стран. Министр связи согласен с нами. Мы видим усилия министерства связи, чтобы это сделать. В единой стране, в едином многонациональном государстве не может быть 20 роумингов, 30 странных переключений и повышений тарифов. Только для этого ещё надо договориться с операторами, потому что операторы привыкли на этом зарабатывать», — заявил Артемьев на заседании правительства в сентябре 2016 года.

«У государства есть могучий союзник»

«ФАС хочет сделать принципиально важный рывок к обеспечению цивилизованных условий. То, что операторы будут сопротивляться всеми силами – в этом нет ни малейших сомнений, но надо помнить, что у государства в данном случае есть могучий союзник, имя которому – общественное мнение. Это тот самый шаг, который государство может предпринять, чётко понимая, что 99,9 процента общества его поддержат. Такого «рейтинга» ни одно решение государства никогда не получит… кроме этого случая», — прокомментировал Николай Межевич.

Приведённый выше пример с «Акосом» и «Ростелекомом» показателен ещё по одной причине. Корни неразберихи, царящей на просторах российской телекоммуникационной отрасли в теме роуминга, отчасти ещё и в том, что крупные операторы зачастую приходили в регионы не на пустое место, а скупали мелких провайдеров, создавая свои сети на основе их инфраструктуры. Причём касается это и операторов «большой тройки», а не только новых игроков. В результате формально единая сеть оператора на деле может представлять собой мешанину из разнородных сетей, между которыми действительно может существовать техническая необходимость переключения. Это один из доводов операторов, не желающих отказываться от роуминга, но он не является главным соображением.

«Российская сотовая связь изначально вела себя – ещё в 90-е годы – абсолютно неоригинально с точки зрения коммерческих аппетитов: точно так же, как сотовые операторы в момент своего появления на Западе, пусть это произошло несколько позже. Напомню, что когда-то роуминг был даже между Санкт-Петербургом и Ленобластью; Москвой и Московской областью. И у нас, и на Западе (у нас – с некоторым отставанием) идёт один и тот же процесс: в конце прошлого года были приняты стратегические решения об отмене роуминга в Европейском союзе. Пусть он будет не совсем отменён в чистом виде, но он станет необременительным ни для кого. Так что нынешняя ситуация, когда нужно заплатить 49 рублей за то, чтобы позвонить в Минск (и ещё больше – для того, чтобы человеку с питерским номером из Минска позвонить домой в Петербург), выглядит, по меньшей мере, странно. Если не сказать больше: лет 80 назад это называлось вполне чётко – вредительством, и соответствующим образом оценивалось компетентными органами», — комментирует Межевич.

А затем мы берём Беларусь

Дальше – больше. Минск был упомянут не зря: спикер Совета Федераций Валентина Матвиенко на заседании Высшего государственного совета Союзного государства России и Белоруссии предложила отменить роуминг на территории Союзного государства и записать протокольное поручение о проработке данного вопроса с операторами министрам связи двух государств. Она сослалась, опять-таки, на опыт Евросоюза.

«Я думаю, это разумное предложение. Давайте поручим министрам», — согласился белорусский президент Александр Лукашенко.

Впервые идея была высказана на заседании четвёртого Форума регионов России и Беларуси, которое состоялось 30 июня в Москве, и озвучил её заместитель председателя постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по образованию, науке, культуре и социальному развитию, первый секретарь Центрального комитета Белорусского республиканского союза молодёжи Андрей Беляков. Мысль не нова, однако впервые она получила поддержку на таком высоком уровне.

Ранее уже звучала инициатива о ликвидации роуминга в пределах всего Таможенного (или Евразийского) Союза. Она звучит особенно интересно ещё и потому, что Казахстан – единственная из бывших союзных республик, которая сохранила в качестве телефонного кода старую советскую «семёрку» — ту же, что у России. В этой стране (так же, как в Армении и некоторых других странах СССР) действуют некоторые российские операторы, которым, вероятно, будет проще стать застрельщиками этого процесса – если только у них возникнет такое желание. Но это не выглядит невозможным – если, конечно, ФАС и Минсвязь всё-таки «дожмут» телекоммуникационных операторов.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!