93.4$ 99.6€
-3.2 °С
Новости Все новости

«Сейчас мы не знаем, с кого спрашивать за образование нелегальных свалок»: чиновники готовятся к новой системе обращения с отходами

06 октября 2016 | 19:30

Росприроднадзор согласовал разработанную петербургскими властями территориальную схему обращения с отходами в Петербурге. Теперь этот документ, как рассказал зампред комитета по благоустройству Кирилл Пащенко, будет представлен на согласование в городское правительство – это следующий шаг к переходу на новую систему работы с бытовым мусором, предусматривающую выбор единого регионального оператора, который станет отвечать за мусор на всех этапах его «жизненного цикла».

В Петербурге, как поясняют городские власти, каждый год образуется по 1,7 миллиона тонн бытовых отходов (причём в этот объём не входит строительный и промышленный мусор). Существующие нормативы образования мусора на человека были утверждены давно, и тот же Росприроднадзор считает их устаревшими. От того, какой будет новая система и когда она заработает, напрямую зависит то, как город справится с этим гигантским потоком отбросов разного рода. Корреспондент «Диалога» разбирался в этом вопросе.

«Это плод страданий и тяжкого труда, начавшихся с 16 марта нынешнего года, когда российское правительство утвердило требования к территориальным схемам обращения с отходами – в том числе с твёрдыми коммунальными отходами. Данный документ – свод основной информации, которая должна лечь в основу новой системы работы с отходами. Это – та отправная точка, которая говорит нам о нынешнем состоянии этой отрасли в Санкт-Петербурге. Была проведена гигантская – не побоюсь этого слова – работа, в результате которой было организовано взаимодействие и обмен информацией с федеральными органами власти, с Ленинградской областью и различными ведомствами Санкт-Петербурга. В результате сведения этих данных и появилась территориальная схема», — пояснил заместитель председателя комитета по благоустройству Кирилл Пащенко.

Цель разработки этой схемы – в том, чтобы зафиксировать, какое количество твёрдых коммунальных отходов (ТКО) образуется в Санкт-Петербурге, и сколько в городе имеется предприятий, способных принимать, обрабатывать и утилизировать этот мусор. Это позволит навести порядок в сфере обращения с отходами – а значит, впоследствии улучшить состояние окружающей среды и ликвидировать несанкционированные свалки. Подобные схемы уже приняты во многих регионах – например, в Москве, Воронежской, Мурманской и Ростовской областях. В Ленинградской области этот документ находится в стадии разработки.

Всё это делается в рамках подготовки к переходу на новую систему работы с ТКО, которая предусматривает создание единого регионального оператора. Правительство Российской Федерации 5 сентября утвердило требования к этим операторам – в частности, к наличию у них трудовых ресурсов и мощностей для переработки отходов. Теперь необходимо утвердить порядок обращения с ТКО – это делает федеральное правительство; в частности, оно предложит примерный текст договора между региональным оператором и многоквартирным домом (или собственником частного строения). В соответствии с новым законодательством, каждый «поставщик» отходов обязан заключить соглашение с оператором, а тот, в свою очередь, будет организовывать (и, как правило, осуществлять) всю деятельность в области работы с отходами: от их сбора через транспортирование до обезвреживания и размещения.

Смысл этого нововведения – в том, чтобы в области обращения с отходами появился игрок, ответственный за всю цепочку. «Мусорный» бизнес сейчас таков, отметил Пащенко, что в нём процветают незаконные игроки, которых достаточно трудно привлечь к ответственности. Даже если полицейские, скажем, поймают полный нелегальных отходов «Камаз», который везёт вываливать содержимое кузова в ближайшем перелеске, ныне действующий КОАП предусматривает лишь возможность наказания для водителя в виде штрафа, составляющего 5000 рублей. Возможность конфискации транспортного средства позволила бы справиться и с этим, но законодательством она не предусмотрена. При новой же системе региональный оператор будет отвечать за всё – в том числе, за появившиеся на территории региона несанкционированные помойки, поскольку их возникновение будет считаться следствием его же недосмотра. Сейчас же ликвидацией этих объектов в городе занимаются (что логично – без особого энтузиазма) районные управы, которые на заседаниях городского штаба благоустройства регулярно получают от профильного вице-губернатора Бондаренко пинки за «бардак на вверенных территориях».

«Система существовала долго и успела устояться; она была децентрализованной, в ней были и есть перевозчики, которые самостоятельно – вместе с управляющими компаниями – за деньги жителей куда-то вывозили мусор. Если посмотреть на результаты деятельности этой системы, то они таковы, что мы не знаем, с кого спрашивать за образование отходов. Конечно, есть контролирующие и надзорные органы, но ведь не поставишь по ревизору рядом с каждым мусоровозом!» — отметил Пащенко.

По его словам, петербургские чиновники не видят в происходящем опасности нарушения конкуренции: во-первых, навести порядок в этой сфере для городских властей важнее, а во-вторых, крупных игроков «мусорного» рынка и так немного. Возможно, одна из этих компаний и станет основным региональным оператором, чтобы в будущем привлекать бывших конкурентов в качестве субподрядчиков: такие отношения законом предусмотрены. Однако переход на новую систему не означает того, что существующая инфраструктура будет автоматически передаваться этому оператору: он сможет пользоваться, скажем, действующими полигонами и заводами в порядке гражданско-правовых отношений (арендовать их или купить, или привлечь к работе на договорной основе).

В новой схеме прямо не указана необходимость вторичной переработки отходов (и целевые ориентиры), однако их частичная сортировка заложена в понятие «обработки»: по крайней мере, часть полезных фракций из мусора должна быть извлечена. Среди прочего, одной из главных задач разработчики схемы считают снижение класса экологической опасности, то есть «обезвреживание» мусора – например, при помощи биобарабанов, имеющихся на заводе МПБО-2, органические отходы перерабатываются в компост. Однако мероприятия по раздельному сбору уже заложены в территориальной схеме, а региональная программа, которая должна быть разработана на следующем этапе, отразит все необходимые мероприятия – с учётом мнения общественных экологических организаций (в том числе – «Раздельного сбора»).

«Программа должна быть согласована с общественниками. Почему? Потому, что она апеллирует к нашему правосознанию. От того, как мы сами – у себя дома – начинаем обращение с отходами, зависит вся дальнейшая деятельность в этой связи», — добавил Пащенко.

Новая система должна заработать с 1 января 2017 года, хотя её внедрение идёт уже без малого два года. Изначально предполагалось перейти на новую схему уже с 1 января нынешнего года, но выяснилось, что регионы к этому просто не готовы. Теперь, впрочем, Петербург можно назвать одним из «передовиков» — в некоторых субъектов к разработке схем ещё даже не приступали.

Наконец, для жителей в итоге ситуация принципиально измениться не должна. В квитанциях по-прежнему останется строчка «за вывоз ТКО», но в ней будет указан единый тариф, который будет поступать региональному оператору. Эта сумма будет ограничиваться установленным федеральными властями индексом увеличения коммунальных платежей.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!