92.5$ 98.9€
5.21 °С
Новости Все новости

«Quod non fecerunt Gothi»: на Дворцовой площади восстанавливают брусчатку

07 сентября 2016 | 13:45

Специалисты комитета по благоустройству рассказали (и показали), как чинят каменное покрытие Дворцовой площади. Дело в том, что камни, из которых сложена брусчатка, жёстко не закреплены – и поэтому становятся предметом интереса охотников за сувенирами. Городские власти решили привлечь внимание к этой проблеме, из-за которой главная площадь Петербурга (и другие пространства с подобным покрытием), по сути, превратились в зону вечного ремонта. Корреспондент «Диалога» наблюдал за процессом.

«С каждым годом потери камней немного, но увеличиваются; этот процесс происходит практически ежедневно. Обычно дворники, которые вручную убирают Дворцовую площадь, каждое утро докладывают о том, что в таких-то картах пропали отдельные камни. Потом даётся задание – и на следующую ночь начинается восстановление», — рассказал Вадим Мизюкин, начальник управления по комплексной уборке и содержанию дорог комитета по благоустройству.

Основные виновники, по его мнению – охочие до сувениров туристы. Проблема, по словам специалиста, для Петербурга не уникальна: от подобных действий страдают и Берлин, и Рим, а особенно Афины, где на Акрополь приходится завозить чуть ли не по самосвалу мраморного лома каждый день. В самом деле, именно про афинские памятники лорд Байрон в своё время выразился так: «Quod non fecerunt Gothi, hoc fecerunt Scoti» («Что не сделали готы, теперь сделали шотландцы» — лат.) Поэт имел в виду британских туристов, которые уже в начале XIX века разносили по камешку живописные античные развалины. В Петербурге же эта проблема существует не только на Дворцовой площади: страдают также Стрелка Васильевского острова, Румянцевский спуск и другие мощёные камнем участки в центре города.

«Обычно это происходит с мая по сентябрь. Мы не можем доподлинно установить, когда именно камни исчезают, но обычно обнаруживается это под утро. Мы можем подозревать, что камни забирают туристы, которым хочется что-то привезти с собой – подобно тому, как они собирают камушки, когда ездят на море», — заметил Мизюкин.

Каждый из кубических кусков габбродиабаза, которыми устлана Дворцовая площадь, стоит по 25 рублей (плюс расходы на содержание и ремонт). У комитета по благоустройству есть определённый запас, поскольку иногда пропадает сразу много кусков. Ремонтные работы проводятся постоянно.

«Мы на глаз подбираем куски габбродиабаза так, чтобы между ними не было зазоров. Материал это очень прочный, но само покрытие не предназначено для того, чтобы по нему постоянно ездили автомобили: поскольку камни не сидят на растворе, они постепенно расшатываются под действием серьёзной нагрузки, особенно если машина поворачивает», — пояснил мастер-плиточник Эдуард Немцевич.

Действительно, камни мостовой посажены на специальное основание из смеси песка с цементом – но цемента в этом составе немного, около четверти. Под действием атмосферных осадков, которые просачиваются между булыжников, порошок немного загустевает и превращается в вязкую массу, которая не даёт элементам мостовой расшататься. При этом материал «дышит» и способен немного менять форму под действием нагрузок – чего не было бы в случае, если бы камни фиксировали настоящим цементным раствором. Проблема с механическим разрушением покрытия стоит не слишком остро, поскольку транспорт по Дворцовой площади ездит очень мало, и даже парады военной техники в основном проводятся на её асфальтированной части.

При этом к северо-западу от Александровской колонны есть небольшой экспериментальный участок, где брусчатка зафиксирована при помощи специального клея, а швы сверху посыпаны песком (на фото выше). Пока это заполнение резко диссонирует по цвету с окружающим камнем, но вскоре, как пояснил Вадим Мизюкин, оно «затаскается» и будет выделяться не так сильно. Этот способ фиксации камней испытают на протяжении зимы, а весной посмотрят, как он пережил холодный (и мокрый) сезон.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!