93.3$ 99.4€
4.82 °С
Новости Все новости

«Разрушитель легенд» Джейми Хайнеман: Творческий подход в науке важен не менее, чем в искусстве

24 июня 2016 | 16:21

Среди участников фестиваля науки и новых технологий Geek Picnic, который состоится 25 и 26 июня, самое пристальное внимание привлекла фигура Джейми Хайнемана, соведущего американского научно-популярного шоу Mythbusters. Эта передача, снискавшая огромную популярность во всём мире – в том числе и в России, под названием «Разрушители легенд» – закрылась в марте 2016 года после 15 сезонов и 282 серий, но Хайнеман приобрёл славу одного из ведущих популяризаторов науки. В пятницу он рассказал петербургским журналистам о своих впечатлениях от России, будущем робототехники и важности научно-популярных программ. Корреспондент «Диалога» записал интересные высказывания.

Среди участников фестиваля науки и новых технологий Geek Picnic, который состоится в нынешние выходные – 25 и 26 июня – самое пристальное внимание привлекла фигура Джейми Хайнемана, соведущего американского научно-популярного шоу Mythbusters. Эта передача, снискавшая огромную популярность во всём мире – в том числе и в России, под названием «Разрушители легенд» – закрылась в марте 2016 года после 15 сезонов и 282 серий, но Хайнеман приобрёл славу одного из ведущих популяризаторов науки. В пятницу он рассказал петербургским журналистам о своих впечатлениях от России, будущем робототехники и важности научно-популярных программ. Корреспондент «Диалога» записал интересные высказывания.

В жизни американский гость (в миру он, кстати, является ещё и специалистом по спецэффектам) оказался совершенно таким же, как на экране: никуда не делись его фирменные густые усы и берет. Интересно, что значительную часть беседы Джейми говорил по-русски, хотя и не слишком уверенно: по его словам, когда-то, лет тридцать назад, он изучал русский язык и лингвистику, но с тех пор у него было немного шансов попрактиковаться в языке.

О впечатлениях от России

«Я был в Пекине, а затем отправился на поезде в Москву, через Сибирь. Шесть суток в поезде! Думаю, что для меня это был очень важный опыт. Я раньше никогда не бывал в России – да, действительно, это звучит странно, ведь я учил русский, когда был студентом. Мне понравилось в Сибири – такие огромные пространства… Но странно: по сути, люди считают, что в России есть только Москва и Петербург, хотя на самом деле в стране намного больше всего. Я был на Байкале, в Сибири и дальше. Страна большая, для неё очень важно всё, что в ней есть».

О различиях и сходстве между США и Россией (в том числе в области технологий)

«На самом деле, всё более или менее одинаково. Я вижу, что в России все точно так же пользуются социальными сетями, сидят в телефонах, а транспортная система развита хорошо – по крайней мере, в тех местах, где я был. Единственное, что меня удивило – я до сих пор это чувствую – это то, что Россия не в такой степени соединена с остальным миром, как хотелось бы. Я знаю, что сюда приезжает не так уж много американцев (а я, пожалуй, выделяюсь среди них тем, что знаю о России и всех соседних странах значительно больше среднего гражданина США). Сюда не так уж просто попасть – нужно приглашение, и лучше бы знать язык. При этом я удивлён, что на улицах столько англицизмов – например, в вывесках. Даже надпись на дорожном знаке STOP – и та на английском языке (смеётся). Так что с какой-то стороны ваша страна значительно сильнее изолирована [от мира], чем я думал, а с другой… Позавчера я зашёл поесть в ресторан, и мне пришлось позировать для фотографий со всеми – до единого! – посетителями и работниками заведения. Они все знали, кто я такой. Мне в принципе трудновато ходить по улицам в Петербурге и Москве – у меня всё время просят автографы. Я-то, конечно, не жалуюсь. (улыбается) Но здесь, такое впечатление, меня знают гораздо лучше, чем в Америке – а там я тоже достаточно популярен».

О «мифах», касающихся России

«В Америке бытует расхожее представление, что в России всегда холодно, а люди несчастны. Понятно, что летом здесь совсем не холодно. Я говорил со многими людьми здесь, и я вижу, что люди живут нормальной жизнью. Что же касается кухни, то я понял, что пельмени мне нравятся меньше, чем жареное мясо и овощной салат». (улыбается)

О будущем технологий и гипотетической опасности робототехники для человечества

«Роботы уже здесь, вокруг нас – например, беспилотные летательные аппараты – и они никуда не денутся, нравится нам это или нет. Что касается того, не принесут ли они нам вред – этот вопрос ставится в отношении любой технологии. Я бы сравнил это с автомобилями – они ведь тоже могут быть опасны! Всё время кто-то погибает в ДТП – об этом нужно помнить, и просто делать всё возможное, чтобы быть осторожными. Мы каждый день управляем автомобилями – и порой погибаем. К этой мысли привыкаешь, ведь они очень важны для нашего образа жизни. Тут можно вспомнить мою работу над «Разрушителями легенд»: если бы я ничего не знал о существовании автомобилей, то идея о том, чтобы посадить человека в железную коробку, а затем на огромной скорости направить её в сторону другой такой же коробки, никогда не прошла бы наших правил безопасности. Так что вопрос уместный. Я сам сделал в своё время – больше десяти лет назад – первого, очень опасного робота по имени «Блендо». Он, правда, уже погиб. (улыбается) Когда-то был проект битвы роботов, который не был реализован по юридическим причинам – и наш конкурент, с чьей машиной должен был сойтись наш робот, так расстроился, что создал свою арену, на которую выпустил робота, специально спроектированного для того, чтобы уничтожить нашего. Так Блендо и пал в бою…»

О том, что его привлекает в фестивале Geek Picnic

«К сожалению, я не смогу увидеть многое из того, что будет показано, потому что очень много людей хотят послушать мою лекцию, а потом сфотографироваться и получить автографы – это затягивается, и времени посмотреть другие площадки не остаётся. Вообще-то для меня Geek Picnic – как я понимаю его задумку – важен тем, что соединяет в себе искусство и инженерное дело. Большинство людей, мне кажется, что творчество существует только в искусстве, а никак не в технологии. Но мне кажется, что для технологической сферы творческий подход важен в не меньшей – а то и значительной большей – степени. Как и искусство, здесь необходим креативный подход, и поэтому я бы не стал разграничивать эти понятия. У нас, например, есть научные ярмарки Maker Faire – они в чём-то похожи на то, что делают тут [в рамках Geek Picnic], но там не стремятся так тесно переплести искусство и науку. Ещё одна его особенность – это то, что он прямо обращается к самой широкой аудитории. А это очень важно, как мне кажется, потому что нашу программу в своё время много хвалили за то, что она поощряет молодых интересоваться наукой и инженерным делом. При этом мне не казалось, что мы достаточно для этого сделали – и правильным мне представляется подход, который избрали устроители Geek Picnic: пытаться максимально популяризовать технологии, донести их до широкой публики».

О том, зачем нужны научно-популярные передачи и фестивали

«Мы хотим, чтобы произошли перемены в сознании – в том, как общество в целом воспринимает учёных и инженеров. Чтобы это произошло, нужно, чтобы все слои общества могли узнавать об этой сфере и подпитывать свой энтузиазм (у кого он есть)».

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!