Городская сеть велопроката

28 мая 2016 | 19:48| Как это?

В Петербурге уже третье лето работает городская сеть велопроката «Велогород». Как и ко всему общественному и исходящему от властей, к ней у петербуржцев сформировалось неоднозначное отношение. Одни побаиваются сложности системы, другие говорят, что она не очень удобна, третьи – с удовольствием пользуются городскими велосипедами. Корреспондент Маша Всё-Таки в два захода проверила, как дела обстоят на самом деле.

У меня есть велосипед. В сезон на нём я перемещалась по городу до того, как у меня появилась машина. То есть за рулём велика я сижу не впервые, и на своём, в принципе, объехала весь город. Тем интереснее для меня эксперимент.

В первый день решаю бесцельно покататься по центру города. Подхожу к БКЗ, заранее скачав приложение и зарегистрировавшись на сайте (регистрация проста – нужно ввести имя, фамилию и номер телефона). Вместо трёх велосипедов, которые я вижу своими глазами, в приложении почему-то показаны два. Я подхожу к стенду и изучаю инструкцию. Велопрокат, как и система автомобильных парковок, пока не разберёшься, кажется очень запутанным (именно для преодоления этой запутанности и создавался проект «Как это?»). На стенде пошаговая инструкция, как взять велосипед: нужно открыть приложение, нажать кнопку «Начать прокат», выбрать велосипед, вынуть его из замка. Пока мне всё ясно. С другой стороны информационной стойки – правила дорожного движения. Они предписывают избегать слепых зон, соблюдать дистанцию, быть внимательными и прочие вполне логичные вещи. Есть здесь и интересный момент: «Удостоверьтесь, что Вы всегда в состоянии видеть глаза водителей встречных машин – это значит, что и они Вас видят. Установите зрительный контакт с водителями». Не понимаю, как это возможно, и боюсь пробовать устанавливать зрительный контакт с водителями встречных машин.

Прежде, чем взять велосипед, нужно купить абонемент. В принципе, цены приемлемые: одна поездка – 60 рублей, сутки 130 рублей, три дня – 210 рублей, месяц – 600 рублей, сезон 1250 рублей. Далее – сложности. Во-первых, необходимо, чтобы всегда на всякий случай на счету были свободные 50 рублей. Во-вторых, абонемент даётся только на возможность взять велосипед. Время же нужно оплачивать отдельно. В тарифах «одна поездка», «сутки», «три дня» и «месяц» бесплатны поездки до 30 минут, в «сезоне» — до 45 минут. Время пользования до одного часа стоит 35 рублей, до двух – 70 рублей, больше двух – 200 рублей. При этом, если велосипед не возвращается на станцию более 24 часов, вы платите штраф – 30 тысяч рублей. Такую же сумму нужно будет отдать за повреждение (судя по состоянию великов, о котором вы узнаете дальше, этот пункт никто не проверяет), потерю или гибель (да, там написано «гибель») велосипеда. Зная, что можно оплатить через смс, я заранее не положила денег на карточку. Оказывается, оплатить прокат со счёта мобильного телефона можно только при купленном абонементе. Система странная. Мне приходится платить карточкой фотографа Андрея, который в сложных ситуациях, возникающих в рубрике «Как это?» всегда оказывается (спасибо ему!) рядом. В приложении выводится сообщение «В начале сезона приложение может работать со сбоями», но оплатить мне удаётся.

Следующий квест – вынуть велосипед из замка. В приложении говорится, что где-то должна загореться лампочка. С первого раза увидеть её в солнечную погоду не удаётся. Не вполне ясно, где именно она должна быть. Но в результате совместными с Андреем усилиями, мы находим лампочку и отстёгиваем велосипед. Кстати, звуковой сигнал, после которого можно забирать велосипед на шумной улице слышно плохо, поэтому некоторое время приходится просто безуспешно дёргать велик. К слову, на велосипедах есть специальное место для сумки, которую можно закрепить резинкой, что довольно удобно. Другое дело, что резинки на многих транспортных средствах оторваны. Со звонками так же – какие-то отломаны, какие-то не работают, но сохранные всё же есть.

На велосипеде есть три скорости, которые на первом моем опытном образце работают исправно. Андрей, который всегда рядом, гоняет меня по площади у БКЗ, чтобы сделать снимки. Потом я еду в сторону Невского проспекта. У площади Восстания я решаю поменять велосипед, чтобы попробовать ещё один. Поездка от БКЗ до Московского вокзала со всеми катаниями и фотографированием заняла 21 минуту и, соответственно, обходится мне в 60 рублей.

Кроме того велосипеда, на котором приехала я, на станции стоит ещё один, однако в приложении он не отображается, то есть арендовать его нельзя. Решаю попробовать вставить велосипед в замок ради интереса. Замок защёлкивается, жду несколько минут. В приложении ничего не меняется. Начинаю беспокоится – поездка оплачена с карточки Андрея, который всегда рядом, и будет неудобно, если у него начнут снимать деньги за незакрытую парковку велосипеда, а потом ещё, не дай Бог, и 30 тысяч рублей штрафа. Подождав ещё немного, звоню в службу поддержки (её номер есть в приложении).

— Я поставила велосипед на станцию, но прокат не закрывается, — говорю.

Меня просят назвать номер станции и подождать.

— Они не всегда правильно блокируются, — отвечает девушка в трубке и добавляет: Поднимите велосипед за заднее колесо и с силой надавите.

— Что? – удивлённо переспрашиваю, но поднимаю и с силой надавливаю.

Ничего не происходит.

— Вы попробуйте в разные стороны покачать, сильнее подавить.

К моим действиям присоединяется Андрей, который всегда рядом. Ничего не выходит.

— Назовите номер велосипеда.

Называю.

— Всё, встал.

Действительно, в приложении прокатная сессия закрылась, однако, если сдавать велик минута в минуту, то есть риск заплатить «сверхурочные». То есть нужно приезжать хотя бы на пару минут раньше, чем кончается бесплатное время.

Кстати, в приложении можно посмотреть не только длительность сессии, но и, например, количество парковочных мест на любой станции и количество находящихся там велосипедов (вся информация удобно показана на карте, но очень редко совпадает с действительностью). Также в личном кабинете сохранены все прошедшие сессии и указан баланс счёта. Кроме того, с мобильного можно купить абонемент и прочитать информацию о тарифах и «Велогороде» в целом. Ещё в личном кабинете есть информация о порядковом номере проката. В первый раз у меня был №9964, примерно через полчаса – 9971. То есть за полчаса около трёх часов буднего дня велопрокатом в городе воспользовались 7 человек. Когда я взяла велосипед через несколько дней, номер был уже 11447. То есть за это время на великах успели покататься 1483 раза.

Я беру всё тот же велосипед заново и еду кататься по Невскому. На тротуаре большая толпа. Кстати, и согласно ПДД велосипедистам по ним ездить нельзя. Съезжаю на обочину, некоторое время езжу там и ухожу. На сегодня всё. В целом, препятствий оказалось не очень много.

В дни между моими катаниями мне поступает несколько тревожных сообщений. Одна из знакомых пишет: «Напишите про то, что «Велогород» заваливает сезон. Система работает криво, велики не взять. В приложении некорректно отображается количество великов. Вот сейчас у Адмиралтейской типа 0 в наличии, но там штук 8 стоит». Такое, по опыту уже знаю, происходит часто. Ещё один пост появляется в группе «ДТП и ЧП» «ВКонтакте». «Что за народ у нас в санкт—петербурге. Украли сиденьи. И как теперь ездить на велосипеде», — пишет один из пользователей и прикладывает фотографию (орфография и пунктуация автора сохранены – ИА «Диалог»).

Мне велосипеды без сидений не попадались, но я уже с большей настороженностью (и, как вскоре выяснится, не зря) собираюсь воспользоваться велопрокатом снова. На этот раз я хочу попробовать, насколько удобно передвигаться таким способом на большие расстояния. Беру велик у площади Ленина и решаю доехать до редакции, которая расположена на площади Восстания. У Финляндского вокзала, облокотившись на станцию, покуривают несколько работниц близлежащих ларьков. Очень удобно (примерно такую же картину я буду наблюдать у «Чернышевской»). На станции три велосипеда. В приложении отображаются только два. Уже зная, как всё делается, указываю в приложении, что мне нужен №1, ближайший ко мне. Вынимаю его из замка, он подозрительно скрипит. Я делаю круг на нём около вокзала, он ведёт себя подозрительно. Замечаю, что ручки переключения передач на нём нет. Может скрутили, как «сиденьи»? Состояние велосипеда меня не очень удовлетворяет, и я решаю поставить его на место. В приложении, открыв новую прокатную сессию, выбираю другой велосипед — №7, но с двух попыток мне не удаётся отсоединить его от замка. Что-то клинит. Решаю, что подозрительного велосипеда №1 мне не избежать, и беру его. Сейчас уже понятно, что масштаб трагедии я оцениваю неверно (Андрея рядом нет).

Я еду по площади Ленина. Около поворота к Литейному мосту понимаю, что велосипед (на нём №428, будьте осторожны) скрипит, скрежещет, издаёт ужасающие звуки. Педали заедает. На меня оборачиваются прохожие. Они меня сторонятся. Я стараюсь пореже крутить педали, чтобы не привлекать к себе и своему погибающему старику внимания. Но на мосту, естественно, мне это не удаётся. Да ещё велосипед, то ли действительно самовольно переключая скорости, то ли просто из вредности, то ли от естественных причин, утяжеляет мне задачу. Крутить педали становится практически невозможно (Андрея рядом нет). Я решаю, что доеду до ближайшей станции у метро «Чернышевская» и поменяю коня на переправе. На Литейном проспекте, где людей, по закону подлости, значительно больше, чем на мосту, скрип, скрежет и жужжание из преисподней, которая как будто разверзается прямо подо мной, усиливается. Я еду мимо дедушки, целующего руку только что встреченной молодой знакомой, оба отпрыгивают, я еду мимо подростка в джинсовых шортах и с длинными волосами, он пугливо оборачивается, я еду мимо остановившихся велосипедистов, они оттаскивают в сторону свои велики. Доехав до «Чернышевской», я понимаю, что других велосипедов там нет (я, изрядно устав от борьбы с агонически кашляющим железным другом, ликую: «Слава Богу! Слава Богу!»), прикрепляю велик на станции и сажусь в метро.

Итого: Все три прокатные сессии в сумме обошлись мне в 230 рублей (резервные 50 рублей на счету так и остались). Если бы я в первый день сразу арендовала велосипед на сутки, а не дважды разово, то за абонемент заплатила бы 130 рублей, а не два раза по 60 (120). Состояние велосипедов пугающее. У многих не хватает как внешних, так и важнейших ходовых деталей. Недавно в Центре импортозамещения председателю комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергею Харлашкину презентовали новые велосипеды для городского проката. Выглядели они примерно так же грубо и тяжело, как эти, и, возможно, через два года использования горожанами придут в такое же состояние. Если говорить о комфорте езды по городу без велодорожек, то разделить восклицания об опасности и неудобстве не могу. Как в будний, так и в выходной день водители не прижимали меня к поребрику, не сигналили и даже пропускали (возможно, во второй день их просто пугал адский крик моего велосипеда). Получается, что если знать и соблюдать (поучительная минутка) правила дорожного движения, ездить на любом транспортном средстве в Петербурге вполне уютно.

Подготовила Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»

Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!