Новости Все новости

В Александровском парке Царского Села завершилась реставрация павильона «Арсенал»

10 марта 2016 | 20:34

В государственном музее-заповеднике Царское Село закончилась основная фаза работ по реставрации павильона «Арсенал» в Александровском парке. Здание, которое ещё пять лет назад удивляло гостей парка заброшенным видом и разрухой, практически готово принять гостей: здесь разместится постоянная экспозиция, связанная с историей оружия. Корреспондент «Диалога» выяснял подробности.

Напомним, что изначально на этом месте находился барочный павильон «Монбижу» («моя драгоценность» в переводе с французского), построенный в 1747-50 годах по проекту Саввы Чевакинского и Франческо-Бартоломео Растрелли. Это здание при Елизавете использовалось как охотничий домик (и было богато украшено, в том числе картинами Ивана Грота с изображением дичи и охотничьих сцен), но постепенно обветшало и пришло в запустение вместе с окружавшим его «Зверинцем». В 1817-34 годах Адам Менелас перестроил павильон в неоготическом стиле: среди прочего, там разместилась часть огромной коллекции оружия, принадлежавшей Николаю I. А в 1883 году Александр III перевёз это собрание в Эрмитаж.

«Сейчас у нас есть договорённость с Михаилом Борисовичем Пиотровским; отобраны некоторые предметы, которые Эрмитаж передаст нам для размещения в одном из залов этого музея. Сейчас мы уже начали монтаж экспозиции, потому что в наших планах – открыть музей в конце лета или начале осени. Здесь будут два мультимедийных зала, но на оборудование и витрины мы ещё только заключаем договоры. Одно помещение будет посвящено истории павильона, будет зал с вещами, которые согласился предоставить – во временное пользование – Эрмитаж. Будет представлена и наша восточная коллекция, а также несколько коллекций, купленных нами на аукционах и у частных собирателей, и предметы декоративно-прикладного искусства. Остальное – это оружие», — рассказала директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

А ведь ещё недавно дальнейшее будущее «Арсенала» находилось под большим вопросом. Во время Великой Отечественной войны памятник сильно пострадал, и за все послевоенные годы его так и не смогли восстановить: хотя было предпринято несколько попыток, дальше проектов и изыскательских работ дело не шло. Здание разрушалось и даже среди любителей заброшенных объектов откровенно считалось опасным. Только в 2012 году были проведены противоаварийные работы, а уже в 2014-15 годах – и полноценная реставрация.

«Реставрация этого павильона – продолжение нашей стратегии по восстановлению павильонов Александровского парка. К сожалению, после войны они находились – и дошли до нас – сами знаете в каком состоянии. Мне было уже несколько стыдно рассказывать об оккупации, о том, что здесь шли бои и были пожары – ведь всё-таки прошло 70 лет, и нужно было как-то засучить рукава и что-то сделать. Мы остановили работы в Екатерининском дворце, все силы и деньги бросили на восстановление ещё сохранившихся павильонов», — продолжила Таратынова.

По её словам, реставрацию начали в 2014 году, когда поняли, что без принятия срочных мер центральный купол здания может обвалиться. Руководство ГМЗ обратилось в министерство культуры – и федеральное правительство выделило деньги и на консервацию, и на восстановление здания. Общие затраты составили около 305 миллионов рублей, в том числе собственно на реставрацию – около 250 миллионов (большая часть этих средств – из федерального бюджета). Весной будут выполнены работы по благоустройству, а к осени он сможет принять гостей.

«Главной проблемой было вылечить кирпичные конструкции этого здания, потому что значительная часть их была повреждена или разрушена, кровля отсутствовала полностью, и кирпичный купол вызывал особое беспокойство. Кладка восьмерика главного зала сделана ещё Растрелли, а купол был деревянным, и ко времени перестройки Менеласа пришёл в негодность – вместо него был выполнен новый, из кирпича. Последние 70 лет он стоял без кровли, и наше главное опасение было в том, сможем ли мы этот купол безопасно включить в «работу» уже нового здания. К счастью, это удалось – купол замечательно пережил все невзгоды, но для того, чтобы его облегчить (а теперь он несёт фактически только сам себя), нагрузка стропильной системы была перенесена на периметральные стены. Всё декоративное убранство главного зала воссоздано заново – здесь ничего живого не оставалось», — рассказала заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по реставрации Наталья Кудрявцева.

Директор музея-заповедника посетовала, что до наших дней дошло очень мало отделки «Арсенала», и лепной декор пришлось воссоздавать по аналогам. Впрочем, немногочисленные оригинальные лепные элементы, оставшиеся от работы Менеласа, тоже были отреставрированы – их покрыли олифой и не стали красить, чтобы посетители сразу могли их распознать (см. фото выше).

«Смысл этого павильона для нас – в том, что он является градостроительной доминантой Александровского парка, на него сходится большая часть дорожек. Он как площадь Этуаль в Париже – от него идут тропинки к Шапели, Екатерининскому дворцу, Ферме… поэтому было очень важно закрепить этот центр Александровского парка. И, думаю, люди сюда пойдут, хотя расстояния здесь немаленькие (сразу подсказываю: самый короткий путь – от Фермы)», — добавила Таратынова.

Теперь здание «Арсенала» будет оборудовано по последнему слову техники. В нём появятся своя касса, небольшая библиотека, мультимедийные залы. В ходе реставрации удалось решить и проблему с отоплением, которого (как и электроснабжения) в этом павильоне никогда не было. Правда, обогрев будет осуществляться при помощи электричества, поскольку руководство ГМЗ сочло, что прокладывать через весь парк теплотрассу для этого строения было бы и непрактично, и опасно для исторического парка. Но водопровод и канализация в здании появятся: нитки протянут от Фермской дороги. Сейчас идёт согласование этих работ, но к открытию музея они обязательно будут выполнены.

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!
в темноте dans le noir
Как это?

Есть в полной темноте

13 декабря 2017
Репортаж