93.4$ 99.6€
-3.2 °С
Новости Все новости

Два месяца «Платону»: ни ответов, ни приборов

15 января 2016 | 18:59

15 января исполнилось два месяца с момента начала функционирования системы «Платон», при помощи которой Росавтодор собирает с водителей большегрузных автомобилей плату за проезд по федеральным трассам. Петербургские дальнобойщики, к которым присоединились, среди прочих, депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский и корреспондент ИА «Диалог», пришли в офис оператора, компании «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС), чтобы поинтересоваться, почему до сих пор возникают перебои с выдачей передатчиков (без этих устройств водителям приходится перед каждым рейсом долго и трудно оформлять маршрутные карты). Кроме того, гостей интересовал текст концессионного соглашения, на основании которого, собственно, и работает РТИТС. Ответа на большинство вопросов получено не было.

«Сегодня два месяца работы системы «Платон» — и питерские дальнобойщики хотят показать всей России, как она «работает». Попытаемся зарегистрироваться и получить прибор – которых, по нашей информации, нет и не ожидается даже для записавшихся. Раз приборов нет – значит, система не приспособлена, а нам навязывают иную услугу: маршрутные карты. На мой взгляд, система неработоспособна, её надо закрывать. Другая наша задача – прояснить, на каком основании вообще работает эта контора. Так как это соглашение касается непосредственно нашей работы, то с точки зрения закона они должны нам его предоставить. Ведь если мы приходим в магазин покупать водку, то можем попросить показать лицензию на торговлю спиртным, сертификаты – и администрация не вправе нам отказать в этом», — обрисовал ситуацию Юрий Бубнов, один из недовольных дальнобойщиков.

Как уже сообщал «Диалог», проблемы сопровождали систему «Платон» с самого начала её существования. Сначала у тех, кто пожелал в ней зарегистрироваться, возникали проблемы с доступом к сайтам, потом серверы несколько раз «ложились». Все два месяца существуют перебои с выдачей транспондеров (устройств связи), выпуск и распределение которых не поспевают за спросом. Ещё в ноябре тех, кто желал получить аппарат, записывали на середину января. А в декабре в петербургском офисе РТИТС и вовсе приостановили выдачу девайсов, потому что имевшиеся партии – за исключением небольшого страховочного запаса на случай необходимости заменять сломанные приборы – разобраны. Этот факт подтвердили и в самой компании. А пока остаются маршрутные карты – их нужно оформлять перед каждым выездом, а в случае изменения маршрута – аннулировать и начинать процедуру заново, потому что скорректировать этот документ нельзя.

«Мне сказали: «Не надо звонить, вам пришлют письмо, когда он [транспондер] придёт. Устройства выдаются в порядке индивидуальной очереди». Я спросил, в чём эта «индивидуальность» заключается, кто будет рассматривать вопрос, и не нарушает ли это мои потребительские права. Вдруг они пропустят вперёд того, у кого 10 машин, а если у меня одна, то я вообще не получу транспондер? По системе очень много вопросов: например, нельзя дочертить маршрут с конечной точки прошлой трассы, если я съезжаю на другую дорогу. Чтобы нормально проложить маршрут, нужно иметь ноутбук. Я еду – у меня работают и компьютер, и планшет, и телефон. Когда я поехал в Обнинск, я понял, что система меня ведёт не туда. Я звоню в колл-центр, в четыре часа ночи, и говорю: «Я понимаю ту карту, которая мне выписана, но мне её даже не приблизить». Он отвечает, что надо было заблаговременно смотреть… Я говорю, что у меня ни один телефон не ловит связь с Интернетом: вот моё местоположение, проложите мне маршрут! И слышу: «Я не могу, звоните кому-нибудь из знакомых». Кому я буду звонить с обочины, в четыре часа ночи?», — так описывает свои злоключения водитель Александр Лицкевич.

Примерно два десятка петербургских перевозчиков зашли в офис компании РТИТС на площади Конституции – у которого, собственно, и прошла первая акция протеста два месяца назад. Они поинтересовались тем, как можно получить транспондер, на что услышали от сотрудника ответ, что приборов нет. «А Путин сказал, что два миллиона сделали», — саркастически заметил кто-то, ссылаясь на сделанное президентом во время большой пресс-конференции заявление. «Мне было назначено пятого [января] приходить. Третий раз уже приезжаю», — сказал один из водителей, обратившийся к молодому человеку за стойкой. Основной повод для возмущения людей – на сей раз то, что им не предоставили выбор способа оплаты проезда. «Дайте мне выбор: прибор или маршрутная карта! А сейчас вы мне навязываете единственный вариант», — заявил другой перевозчик.

Затем к собравшимся вышел хорошо им знакомый глава Северо-западного филиала РТИТС Евгений Пепеляев. Он, как и при прошлых встречах, назвал недовольство дальнобойщиков спровоцированным, но общаться не отказался – и твёрдо пообещал обеспечить всех желающих транспондерами до конца февраля.

«Выдача производится в порядке электронной очереди. В настоящий момент в партии, приёмку которой с завода осуществляет Росавтодор (именно ФДА принимает устройства, затем передаёт их нам как оператору систему, они поступают в офисы и распределяются), более 5000 транспондеров. Очередь, которая у нас есть – 1300 человек. Мы посему не видим здесь проблемы: в ближайшую пару недель мы разберёмся с очередью. Партии поступают ежемесячно, а в январе будет ещё одна. С понедельника будет выдача в порядке живой очереди – а может, и с воскресенья», — заявил Пепеляев.

Депутат Вишневский приехал на встречу по просьбе петербургских перевозчиков. Его заинтересовало в первую очередь концессионное соглашение, которое наделило РТИТС правом собирать средства в федеральный дорожный фонд (причём без проведения конкурса: это обстоятельство уже привело к подаче жалобы в Федеральную антимонопольную службу).

Пепеляев, как и его подчинённые, отказался его предоставить, но предложил народному избраннику — и всем остальным интересующимся – обратиться к концеденту (то есть – Росавтодору), или подать официальный запрос, на который будет дан ответ. От вопросов о том, будет ли этот ответ содержать искомый текст договора, представитель РТИТС всеми возможными способами уклонился, хотя соглашение это формально не может являться секретным.

«Всё очень смешно. Случившееся мне напомнило известную миниатюру Аркадия Райкина «Запустим дурочку». «Куры передохли, Сидоров сидит под следствием, высылайте денег на самогонный аппарат». Люди требуют приборы, которые позволяют с большим удобством пользоваться системой и не сталкиваться со сложностями при непредвиденных изменениях маршрута – им говорят: «До конца февраля обеспечим». Люди спрашивают, почему тогда президент говорит про то, что 2,5 миллиона устройств есть – кто же тогда обманывает, компания или президент? На это ответа нет – не хочется ни признаваться в обмане самим, ни тем более говорить, что глава государства врёт. Может, конечно, кто-то ввёл в заблуждение президента? Людям говорят – «пользуйтесь маршрутными картами», но это дорого, неудобно, поэтому желанием люди не горят – им лучше получить прибор. И второе: компания РТИТС работает на основании концессионного соглашения, в котором должны быть перечислены, среди прочего, и её права, и обязанности – в том числе обеспечить пользователей аппаратурой в определённые сроки. Нам предлагают направить запрос – и получить некий «ответ», а не текст соглашения. Вот это и называется «запустить дурочку». Запрос я, конечно же, направлю, но сомневаюсь в том, что получу текст – что ж, тогда я буду действовать через прокуратуру, такой опыт у меня уже есть. Если я обращаюсь с запросом на основании поступивших ко мне обращений граждан, то отказ в предоставлении мне информации – это препятствование моей депутатской деятельности», — прокомментировал ситуацию Борис Вишневский.

По его мнению, отказ оператора от обнародования концессионного соглашения (объявленного «коммерческой тайной») может быть вызван тем, что в документе содержатся положения, неудобные как для государственных властей, так и для компании «РТ-Инвест транспортные системы». Напомним, что в декабре оппозиционер Алексей Навальный опубликовал текст этого документа — из которого становится ясно, что государство не только ничего не получает от РТИТС за работу системы, но и само платит за это около 10 млрд рублей в год.

«Если они не хотят показывать документ – значит, им есть что скрывать от общественности. Может быть, если почитать текст, то будет разрушен миф о том, что оператор ничего ни от кого не получает и работает чуть ли не в убыток себе. Иных объяснений представить себе сложно», — добавил депутат. Он отметил также, что в Федеральную антимонопольную службу подана жалоба на предоставление компании РТИТС права на исполнение функции оператора системы без конкурса – и в случае успеха этого обращения вся работа комплекса может оказаться незаконной, а перевозчики получат право требовать возвращения уплаченных сборов и штрафов.

Напомним, что с 15 ноября по всей России заработала система взимания платы за проезд грузовиков по федеральным трассам (коих в стране насчитывается 50774 км) «Платон». За каждый километр движения машины массой свыше 12 тонн приходится отдавать по 1 р. 53 коп., а скоро эта сумма возрастёт вдвое. При этом под давлением возмущённой введением нового сбора общественности (особенно — перевозчиков) правительство радикально снизило штрафы за неуплату сборов, поначалу достигавшие 450 тысяч рублей. В ноябре по всей стране прошли акции протеста водителей, но добиться отмены этой системы или моратория на её функционирование хотя бы до полной отладки комплекса не удалось.

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!