93.4$ 99.6€
-2.15 °С
Новости Все новости

5 реплик о социальном театре

15 декабря 2015 | 01:29

Одной из тем для обсуждения на IV Петербургском международном культурном форуме стал социальный театр: история, мировой опыт, перспективы развития. Собравшиеся «за круглым столом» театральные деятели пытались выяснить, что каждый подразумевает под понятием «социальный театр», кому и зачем он нужен в России и как развивать это направление? «Диалог» собрал 5 интересных реплик спикеров по этим вопросам.

Елена Ковальская: «Театр социален всегда, но не в России»

Арт-директор московского Центра имени Мейерхольда Елена Ковальская уверена, что театр социален всегда, а не только когда ему дают такое определение.

«Театр социален по своей природе, но не в России. После перестройки он служил либо публике, либо режиссеру. В течение 25 лет в нашем театре художники в основном самоутверждались. А театр как раз то поле, на котором сидят самые разные люди. Здесь люди учатся принимать позицию другого», — сказала Ковальская.

Кроме того, она разделила функции социального театра. По мнению Ковальской, этот вид искусства может ставить, обсуждать или решать социальные проблемы. В качестве примера постановки и обсуждения вопросов общества она привела спектакль режиссера Бориса Павловича «Я не уеду из Кирова», в котором реальные школьники со сцены объясняли зрителям — в числе которых были и представители власти — почему решили уехать из города. Также Ковальская рассказала о спектакле Семена Александровского по пьесе Юрия Клавдиева «Заполярная правда», которые были сделаны на основе интервью с ВИЧ-инфицированными.

Адриан Джексон: «А остальной театр бесполезен?»

Режиссер Адриан Джексон, занимающийся в Великобритании театром для бездомных Cardboard citizens, также заявил, что любой театр будет социальным, так как если под этим понятием имеется в виду полезность, то получается, что остальной театр оказывается бесполезен.

«Под социальным театром понимается полезный театр. Подразумевается, что остальные виды театра бесполезны. В той работе, которой я занимаюсь с бездомными, есть диалог, мы ведем беседу. Это обмен мнениями, а не только помощь друг другу. Моя труппа выступает для бывших бездомных и задействует бездомных. Мы занимаемся нашей деятельностью в течение 25 лет. Мы сотрудничаем с королевским Шекспировским театром, осуществляем совместные постановки. Секрет успеха в том, что мы относимся к бездомным как к равным», — пояснил Джексон.

К слову, в БДТ готовят аналогичный проект, куда пока записались только трое бездомных.

«Для нас это впервые. Сейчас мы нашли только троих человек, которые готовы выйти на площадку. Кроме того, мы пока не готовы, и я не готов работать только с бездомными. У нас также участвуют и артисты», — сказал руководитель проекта Михаил Патласов.

Екатерина Негруца: «Театр в последнюю очередь говорит о социальных проблемах»

Режиссер московского театра «Булгаковский дом» Екатерина Негруца – инициатор театрального проекта «Спектакли-невидимки», который сделан для незрячих людей. По ее словам, театр всегда говорит о социальных проблемах в последнюю очередь.

«Если мы говорим о таком понятии как социальный театр, то мы его отделяем от всего остального. Мне кажется дело в том, что театр в последнюю очередь говорит о социальных проблемах. Никого не удивляет документальное кино или если пресса напишет на эту тему. Театр всегда в последнюю очередь говорит о социальных проблемах. Если театр об этом говорит, то уже всё — это настоящая проблема в обществе», — сказала Негруца.

Кроме того, она отделила театр, который занимается терапией, от театра, где рождается художественное произведение.

«Важно разделить театр как кафедру, которая может заниматься арт-терапией. Этот театр имеет много возможностей: можно провести мастер-классы, можно говорить со сцены… Есть другая категория. Это театр, в котором «происходит» художественное произведение», — пояснила режиссер.

Алексей Платунов: «Социальный театр в России стал «инвалидом»»

Театральный критик и продюсер Алексей Платунов заявил о сегрегации, которая существует в российском обществе относительно социального театра. По его мнению, такой вид искусства стал «инвалидом».

«Это самое то искусство, которое напрямую обращается к зрителю. Здесь и сейчас. Удивительно (я не знаю, складывается ли такая атмосфера в Европе), но почему-то в России существует сегрегация. В этом смысле социальный театр является в нашем обществе инвалидом, к которому у нас такое же отношение. То есть это некий особый человек или некий особый театр, который где-то там в стороне занимается чем-то, что нас не касается, и к чему мы можем обратиться, когда отвлечемся от разговоров о вечном и обратимся к реальной настоящей жизни, к разговору о чем-то, что действительно касается нас», — сказал критик.

Как пояснил Платунов, само театральное сообщество по сути не признает социальный театр как полноправный вид искусства.

«И в этом, мне кажется, одна из самых больших проблем: наше театральное сообщество почему-то считает, что есть театр настоящий, который говорит о чем-то настоящем, а есть какие-то странные люди, которые где-то там по своим подвалам, малым сценам и чердакам занимаются чем-то менее настоящим или чем-то, что интересует, может быть, только их. А почему интересует только их? Почему мы действительно ставим вопрос о некоем отдельном социальном театре? В нашем обществе действительно перерезаны многие каналы коммуникации», — пояснил Платунов.

«Язык птиц»

Художественным высказыванием на тему дискуссии стала премьера инклюзивного спектакля Бориса Павловича «Язык птиц» в БДТ. Постановка создана в рамках проекта «Встреча». В спектакле заняты артисты БДТ и люди с аутизмом из центра «Антон тут рядом». По словам организаторов, целью проекта стал поиск безусловности и подлинности в сценическом общении. Стоит сказать, что в толпе похоже одетых в брючные костюмы людей не понятно, кто из них профессиональный артист. Постановка основана на философской поэме «Язык птиц» суфийского поэта Фарида ад-Дина Аттара. В ритуальном действе под шумовую музыку, зачастую имитирующую звуки природы, участники спектакля танцуют, лежат на полу, поют, декламируют части поэмы. Все особенности людей оказываются вписаны в драматическую структуру, не выделяясь из нее. Образная поэма 12 века о птицах оказалась для этого благодатным материалом. Спектакль Павловича получился совсем не об аутизме, а скорее об одиночестве и способах выхода из него.

Подготовила Вероника Бабкина / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!