93.4$ 99.6€
-2.15 °С
Новости Все новости

Как петербургские дальнобойщики на Смольный ходили

25 ноября 2015 | 09:59

Акция, устроенная во вторник утром на КАД и Софийской улице противниками системы взимания сборов за проезд большегрузных автомобилей по федеральным дорогам, никак не предвещала переполоха, который воцарился в городе, начиная с середины дня. Тогда по соцсетям прошла новость: «Дальнобойщики зажгли покрышки и идут на Смольный!» Корреспондент ИА «Диалог» следил за ситуацией и разбирался в происходящем.

Напомним для начала, что утром 24 ноября на Московском шоссе, КАД и Софийской улице вновь состоялась акция «улитка»: дальнобойщики, выступающие против введения в России системы «Платон», нарочито медленно двигались по трассам, чтобы выразить свой протест. После этого состоялся общий сход, участники которого решили отправиться к Смольному, а примкнувшие к водителям политические активисты подожгли на обочине несколько автопокрышек — то был явный намёк на украинский майдан. Предсказать дальнейшее развитие событий не брался никто.

Дорожная полиция долго не выпускала колонну, но в начале четвёртого стало известно, что процессия всё-таки выдвинулась с Софийской улицы. Сначала сотрудники ГИБДД не хотели разрешать фурам движение в сторону Октябрьской набережной — разворачивали их в западном направлении, к Пулковскому и Московскому шоссе. Около половины четвёртого ограничение было снято, и машины (многие из которых были украшены табличками с лозунгами «Нет Платону!» и соответствующими рисунками) всё же начали двигаться на северо-восток — очень медленно, со скоростью около 15 километров в час. Колонна растянулась по кольцевой на несколько километров, но двигалась организованно, в сопровождении полицейских машин.

Постепенно участники акции протеста определились и с порядком «общения»: решено было грузовые автомобили оставить на правом берегу Невы, а легковые должны были ехать к Смольному, где протестующих намеревались принять городские чиновники. Правда, сразу возникал вопрос о том, чем способны обитатели Смольного помочь в решении проблемы, которая возникла, аки гром среди ясного неба, на самом высоком, федеральном уровне. Но и такая реакция сразу вызвала у дальнобойщиков отклик: «Нас услышали и заметили — значит, мы хотя бы отчасти добились своего!»

Когда передовые машины уже добрались до моста Александра Невского, появилась информация: вице-губернатор Петербурга Николай Бондаренко встретится с представителями транспортников, чтобы обсудить ситуацию и пути её разрешения. Собрание предполагалось провести на Караванной улице, где находятся комитет по развитию транспортной инфраструктуры и комитет по благоустройству. Предполагалось, что переговоры пройдут в шесть часов вечера — но затем было объявлено, что их участники задерживаются: сначала на десять минут, потом на полчаса. В итоге Бондаренко так и не встретился с представителями транспортников и поддерживающими их политическими оппозиционерами, среди которых был и экс-депутат ЗС Сергей Гуляев. Вице-губернатор отметил, что намерен вести переговоры с протестующими водителями, а не активистами, «оседлавшими» эту тему. По другой информации, спор произошёл из-за вопроса о парковке в центре города…

У Смольного же, тем временем, собралось несколько десятков человек — в основном дальнобойщики, с примкнувшими к ним «политиками». Какое-то время препирались с полицией, попутно решая, что делать дальше. Стражи порядка предложили написать официальное обращение к губернатору — и даже помочь с подачей документа — но кто-то указал, что обращаться к градоначальнику или его заместителям бесполезно, поскольку вопрос с «Платоном» всё равно не входит в их компетенцию. Зато появилось иное предложение — пожаловаться в городскую прокуратуру на неготовность системы «Платон» к функционированию (выражающуюся в постоянных сбоях, а также в огромных очередях за транспондерами: сейчас водителям предлагают получать устройства… в феврале, а что им делать три месяца без возможности выехать в рейс, никто сказать не может). В итоге из резиденции городского правительства никто не вышел, разгонять водителей тоже не стали, и те решили разойтись — объявив предварительно, что 30 ноября состоится «поход на Москву», то есть всероссийская акция протеста.

Результатов неудавшихся переговоров в это время ждали на импровизированной стоянке, которая появилась ровно напротив Смольного («с хорошим видом» на собор, как шутили шофёры) — на Свердловской набережной, у излучины Невы. Там припарковались около 50 автомобилей, которые всё-таки сумели пробиться в центр города — в сопровождении машин ГИБДД, с экипажами которых, судя по всему, у дальнобойщиков получилось наладить взаимопонимание. Около половины восьмого те, кто ещё оставался у Смольного, позвонили на правый берег и предложили участникам акции постепенно разъезжаться («пока опять не пришли провокаторы», заметил кто-то из собравшихся на набережной). Машины начали покидать стоянку — но водители дали понять, что это — не конец борьбы.

«Зачем нам работать с этой системой, себе в убыток? Нам нужно содержать семьи, а никаких Ротенбергов мы кормить не собираемся. Тридцатого числа дагестанские водители пойдут на Москву — думаю, мы их поддержим, в Питере много людей, которые за Дагестан. Так что пусть не думают, что русский народ не сплочённый — это не так! Мы поддержим Дагестан в полном объёме», — заявил один из участников акции — предприниматель-перевозчик Владимир Дерюгин. При этом он подчеркнул, что многие из протестующих не слишком рады попыткам придать их действиям политическое измерение: «На чёрта бы нам сдалось жечь покрышки? У нас требования чисто экономические — отмена этой системы. Как говорится, «мы не мечта гламурных дур, мы шофера огромных фур».

Напомним, что плата за проезд автомобилей массой более 12 тонн по федеральным трассам России (коих насчитывается около 51 тысячи километров) была введена с 15 ноября. Ещё до вступления в силу этой нормы такая перспектива вызвала мощную критику со стороны транспортников и экспертов. В подведомственном министерству транспорта предприятии Росавтодор указывают, что введение сбора за каждый километр, который большегрузы проходят по федеральным дорогам — это европейская норма (упирая, в частности, на опыт Германии и Австрии), призванная компенсировать ущерб, наносимый покрытию тяжёлыми автомобилями, и стимулировать перевод перевозок на железнодорожный транспорт. Эксперты же указывают, что расчёты государственных органов спорны, а тарифы РЖД настолько велики, что перевозить многие категории грузов получается выгоднее автомобильным транспортом. Сами же перевозчики отмечают, что новый сбор несёт им разорение, а россиянам — и подорожание многих товаров за счёт возрастания транспортных расходов.

«Под действие системы «Платон» подпадают два миллиона грузовиков, из которых полтора миллиона — это частники. У нас настолько малорентабельный бизнес, что мы все сидим на грани выживания. У меня вон там сейчас стоит вторая машина — сломалась, и я подсчитал сейчас годовую свою прибыль… и получилось, что за одиннадцать месяцев машина мне заработала пятнадцать тысяч рублей в месяц. Со всеми расходами. Как только случается крупная поломка — всё, прибыли не остаётся», — рассказал один из участников вчерашнего «заезда», предприниматель Сергей Владимиров.

Под мощным давлением общественности правительство, казалось, пошло на попятную: названная вначале сумма в 3 рубля 73 копейки за километр ещё до начала действия системы превратилась в 3 рубля 6 копеек, а затем было объявлено, что на первое время — до мая 2016 года — сбор будет сокращён ещё в два раза, до 1 рубля 53 копеек. Вчера в середине дня пришла новость о том, что штраф за неоплату проезда снизили до 5 тысяч (или 10 тысяч в случае повторного нарушения). Но дальнобойщики настроены решительно — такие полумеры их больше не удовлетворяют.

«Требование наше с самого начала одно — полная отмена «Платона». Его нереально потянуть, даже если сбор составит по десять копеек с километра. Мы что отстаиваем? Смотрите, «Платон» изначально нежизнеспособен, даже если мы его «съедим», потому что очень многие водители — уже в возрасте, которые на компьютере дай бог кнопочку нажать сумеют. Да и проблемы, которые были в начале, никуда не делись — и посейчас невозможно ничего сделать, ничего меняется. Я одну свою машину — она стоит там, в колонне — пытался зарегистрировать неделю… просто ради интереса. Ничего не получается! У нас в Питере два колл-центра, и очереди туда занимают с двух часов ночи, чтобы дай бог пройти в час, полвторого дня. Но дело даже не в этом: система нежизнеспособна в принципе. У нас в России такая высокотехнологичная система невозможна. Даже в Питере интернет ловится не везде, а есть же люди, которые живут в деревнях, в посёлках… каким образом они хотя бы зарегистрируются в «Платоне»? Как им платить? А как вообще платить? Мы получаем свои деньги после выполнения работы в идеальном случае через месяц, а отдать за дороги я должен сейчас», — продолжает Сергей Владимиров.

Действительно, с самых первых дней работы этой системы со всей России поступают сообщения о массовых технических сбоях, делающих невозможной оплату сбора — а значит, и выход автомобилей на трассы. Масла в огонь недовольства добавляет то, что компания «РТ-Инвест транспортные системы», оператор «Платона» — совместное детище «Ростеха» и Игоря Ротенберга, сына известного и близкого к власти предпринимателя Аркадия Ротенберга. Потому новый дорожный сбор окрестили «оброком Ротенберга», а один из экспертов «Диалога» Денис Шубин, председатель автоклуба А24, считает, что до дорог собранные деньги не дойдут, вместо этого пополнив благосостояние «отдельных лиц». Наконец, с самого начала недовольные введением системы указывали, что средства на ремонт, содержание и строительство дорог государство и так взимает уже двумя способами — через топливные акцизы и транспортный налог. У Сергея Владимирова — свои подсчёты, которые выглядяет ещё менее радужно для транспортников.

«Платон» сейчас — это уже пятый налог. Я — индивидуальный предприниматель (и-пэшник): я плачу сейчас налог на транспорт, подоходный налог, налог на прибыль за то, что я перевожу. У нас вложен акциз — семь рублей на литр топлива. Помимо всего прочего, я, как ИП, в квартал ещё плачу 15 тысяч рублей пенсионных отчислений. Ах, так это уже шестой налог получается. По этому сбору за одну машину в год придётся отдавать 450-500 тысяч. И с них я ещё буду должен заплатить ещё раз подоходный налог — 18 процентов, потому что по бумагам эти деньги вообще никак не списать в расход, они проходят как прибыль. Дело в том, что я переложил эту выплату на грузоотправителя, он мне согласен покрыть эту сумму, и деньги мне засчитываются как прибыль — которой я по-любому не вижу. «Платон» — это изначально двойное налогообложение: выходит так, что я с этого сбора ещё и налог должен заплатить! Закончится тем, что я буду закрывать дело», — возмущается предприниматель.

Таким образом, градус противостояния неуклонно повышается: от первых предупредительных акций 11 ноября к народным сходам 15-16 числа, а теперь — к заезду, который завершился фактически в центре Петербурга. Возможно, 30 ноября будет взята очередная высота. Но до этого времени у правительства есть возможность переломить ситуацию — и первый шаг к этому оно сделало, радикально (в 100 раз) уменьшив штрафы, чем показало свою готовность к диалогу.

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!