94.1$ 100.5€
-1 °С
Новости Все новости

Крестовый поход на Малиновку

28 июня 2015 | 21:08| Общество

Сотни лет спустя после эпохи крестовых походов Церковь вновь начала битву за земли: на этот раз в Красногвардейском районе Петербурга. С завидным упорством РПЦ и ее сторонники вот уже более двух лет добиваются строительства храма в парке Малиновка — несмотря на активный протест местных жителей. И хотя, казалось бы, конфликт был исчерпан еще в минувшем декабре, на этой неделе петербургский ЗакС принял проект Генплана с внезапной поправкой депутата Милонова, допускающей строительство в парке. Как развивались события и как Малиновку планируют спасать — читайте в нашей подборке.

Затянувшееся сражение

Впервые о спорах вокруг парка широкой общественности стало известно в начале 2013 года. Тогда выяснилось, что еще в 2011 году комитет по градостроительству и архитектуре передал участок в Малиновке под возведение православного собора — площадью около двух гектаров. Местные жители стали выходить на акции протеста и привлекать внимание к проблеме всеми возможными способами: ведь в парке одна церковь уже есть, а вот других зеленых зон поблизости не наблюдается.

В апреле 2013 года инициатвная группа защитников парка обратилась за помощью в прокуратуру и к депутатам ЗакСа. Активисты просили найти для церкви другое место и сохранить парк. Группа парламентариев просьбу горожан поддержала: начались отдельные запросы в прокуратуру и в органы исполнительной власти — вплоть до губернатора и его «строительного» заместителя Марата Оганесяна.

После череды запросов, пикетов и митингов, заручившись поддержкой прокуратуры, инициативная группа местных жителей обратилась в городской суд Петербурга — который в июле 2013 года постановил, что в Малиновке строить нельзя. Решением Горсуда отменялось постановление петербургского правительства об утверждении проекта планировки и межевания квартала. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что фактический участок, на котором собирались возводить церковь, в 30 раз превысил размер территории, утвержденной администрацией города. Более того, оказалось, что указанное в Генплане функциональное назначение данной территории не допускает строительства чего бы то ни было.

Однако меньше чем через месяц после судебного решения, в августе 2013, администрация Красногвардейского района и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир внесли на рассмотрение комиссии по Генплану поправку, изменяющую функциональное назначение части парка с рекреационной зоны на зону деловой застройки. Комиссия рекомендовала поправку принять, а противники строительства написали письмо губернатору.

Между тем, пытаясь защитить парк, группа оппозиционных депутатов в октябре 2013 года подготовила поправку в закон о зеленых насаждениях, наделяющую парк охранным статусом — которую, впрочем, парламентское большинство принимать отказалось. В то же время неравнодушные горожане собрались продолжить добиваться справедливости в суде: и оспаривать, собственно, распоряжение КГА о границах участка, где предполагалось строительство храма. Однако до этого не дошло: КГА распоряжение отменил, заявив, что документ был принят по ошибке. Параллельно Верховный суд рассматривал апелляцию Смольного на решение Горсуда об отмене проекта планировки квартала и в ноябре 2013 года принял сторону администрации. Защитники парка написали открытое письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву и начали готовить очередное обращение к губернатору — под которым собрали в итоге почти 30 тысяч подписей.

Год спустя, в ноябре 2014, активисты добились встречи с вице-губернатором Маратом Оганесяном и убедили его не застраивать парк. Замградоначальника заявил о необходимости отменить разрешение на передачу участка в Малиновке под строительство храма, а через месяц, в декабре 2014 года, поправку об изменении функционального назначения части парка из проекта Генплана убрали — вопрос, казалось бы, был закрыт.

Ход конем

В июне 2015 года, когда никто уже не ждал атаки, на опустевшее поле битвы вышел православный депутат Виталий Милонов. Ко второму чтению проекта Генплана в петербургском ЗакСе он внес поправку, изменяющую функциональное назначение части Малиновки с рекреационной зоны на зону деловой застройки — и фактически допускающую строительство там церкви. И поправка, несмотря на то, что она не рассматривалась на публичных слушаниях проекта Генплана, была принята парламентским большинством.

Как сказал, представляя поправку с трибуны ЗакСа, Милонов, «есть территории, где можно разбить еще кучу скверов и зеленых зон. Были споры, мы были в суде, мы дошли до Верховного суда, и он утвердил право людей на церкви. Так что, для тех, кому молиться богу не так важно, как гулять со своей лохматой собачкой…», — на этом слове микрофон депутата выключил спикер Вячеслав Макаров. В перерыве заседания сам Макаров сказал журналистам, что Генплан, по его мнению, — «четкий и прозрачный», а иные поправки, «хоть и вызвали дискуссии, были приняты конструктивно».

Присутствовавшего на заседании нового «строительного» вице-губернатора Игоря Албина также, как он сам выразился, «не смутило в Генплане ничего».

«Скажу, что меня не смутило ничего. С 2012 года велась работа над Генпланом, над уточнениями. Все поправки были неоднократно рассмотрены представителями общественности, органами власти, профессионалами и участниками депутатского корпуса. На мой взгляд, Генплан получился неплохой», — заявил чиновник.

После такого поворота инициативной группе местных жителей пришлось снова выходить на пикеты и призывать на помощь общество. В поддержку активистов выступил и народный артист СССР Олег Басилашвили. Он написал письмо губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой прислушаться к позиции горожан.

«Прошу Вас принять все возможные меры (вплоть до отклонения закона о внесении изменений в Генеральный план и предложения соответствующей поправки) для исключения из территории парка Малиновка деловой зоны и предотвращения застройки парка. Это будет и законно, и справедливо», — попросил актер.

На срочном совещании с градоначальником настояла и группа оппозиционных депутатов ЗакСа. За два дня до третьего чтения проекта Генплана Полтавченко, побеседовав с парламентариями, дал понять, что он на стороне защитников парка, и представитель Смольного будет добиваться отмены поправки Милонова в окончательном варианте Генплана. Но это не помогло: ЗакС в третьем чтении все-таки утвердил Генплан с «жирной рыжей кляксой», — как назвал поправку православного депутата его коллега, один из 18 проголосовавших против, Максим Резник.

В ожидании развязки

В попытках спасти Малиновку от застройки, оппозиционные депутаты вновь вернулись к закону о зеленых насаждениях — и вновь, спустя два года, подготовили поправку о наделении отданной под застройку части парка охранным статусом. Только на этот раз поправка будет внесена от лица губернатора. Кроме того, Смольный наконец собирается отменить то самое распоряжение о передаче части парка под строительство церкви, датированное еще 2011 годом. Это должно произойти в июле, заверил депутата-«яблочника» Бориса Вишневского «ничем в Генплане не смутившийся» вице-губернатор Игорь Албин.

Как отметил сам Вишневский в комментарии «Диалогу», он верит, что Малиновку все-таки удастся отстоять.

«То, что произошло при принятии Генплана, у меня вызывает глубокое сожаление с одной стороны и глубокое непонимание с другой, потому что никаких причин для этого не было. Уже жителям обещали, что строительство перенесут в другое место, что верующие получат храм, но в другом месте, не за счет парка. И я уверен, что парк мы сохраним, что будет отменено постановление о строительстве, что будет официально оформлен совершенно другой участок под храм», — сказал народный избранник.

Поддерживает эту точку зрения и политолог Юрий Светов. В беседе с корреспондентом «Диалога» он выразил мнение, что вероятность сохранить парк достаточно высока.

«Жаль, что Законодательное собрание не прислушалось к мнению людей, которые высказывались против строительства церкви. Дело в том, что горожане не против строительства храма как такового, а именно против застройки парка под эти нужды. Шансы отстоять парк есть – процентов на 80% я уверен, что раз даже губернатор склоняется к тому, чтобы храм построили не в самом парке Малиновка, а рядом с ним, там, где есть пустые земли, ЗакС прислушается к местным жителям», — пояснил он.

Не столь оптимистично настроен публицист Сергей Шелин: по его мнению влияние губернатора не распространяется на конкретную ситуацию и Малиновку вряд ли удастся спасти.

«Я думаю, что вероятность отстоять Малиновку если и есть, то не очень большая. Я бы не сильно полагался на отрицательное отношение губернатора к идее застройки парка. Слово губернатора, как известно, не является гарантией в Петербурге совершенно ничего. Можно только надеяться, что возьмет верх здравый смысл или страх начальства перед недовольными жителями Петербурга», — заявил он «Диалогу».

Шелин пояснил, что окончательное решение по ситуации с парком никак не могут принять из-за столкновения интересов влиятельных групп.

«Тут столкнулось несколько конкретных групп интересов, чьи цели не совместимы. Поэтому все и тянется — верхнее городское начальство не может принять конкретное решение в чью-то пользу, не задев интересы другой группы», — заключил он.

Между тем, защитники парка отступать от своих целей не намерены. Тот же Вишневский заявил, что готов обжаловать поправку Милонова в суде.

«Я не исключаю, что Генплан мы будем оспаривать в суде в этой части, потому что поправка Милонова была принята незаконно. Ее не имели права даже рассматривать, поскольку она не была включена в протокол публичных слушаний», — подчеркнул депутат.

Лидер инициативной группы защитников парка Марианна Алферова в комментарии «Диалогу» также выразила готовность отстаивать Малиновку до конца.

«Как только закон [об изменениях в Генплан] будет подписан, мы будем обращаться в прокуратуру, представительство президента и дальше по списку в те инстанции, которые можем призвать в защиту своих прав против случившегося беззакония», — отрезала активистка.

Подготовила Дарья Скороспелова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!