«Диалог» побеседовал с председателем Общественного совета при губернаторе Петербурга по малому бизнесу Еленой Церетели о том, какие условия необходимы предпринимателям для импортозамещения, в каких сферах региональной промышленности этот процесс может пройти быстрее, и каким может стать рынок после кризиса.

фото с сайта polit.pro
фото с сайта polit.pro

Уже почти год как власти всех уровней в тех или иных тонах говорят о необходимости импортозамещения. Бизнес как ощущает этот процесс?

Сам процесс импортозамещения, объявленный государством, не может не приветствоваться. Вопрос в том, что это не может случиться просто потому, что курс объявили, и завтра все «импортозаместится». Есть реальные возможности и ситуация: в определенных нишах импортозамещение в одночасье случиться в принципе не может. Где-то оно даже невозможно, потому что потеряно время. Те сферы, которые, прежде всего, могут быть задействованы в импортозамещении, касаются потребительского рынка. Это производство продуктов питания, продуктов, которые исторически производились в Петербурге и Ленинграде. Такие предприятия могут не просто замещать, они могут выдать товары более высокого качества, нежели присутствовавшие ранее на рынке зарубежные аналоги.

Какие?

Сельхозпродукция, молочные продукты — если не иметь в виду сыры. Одежде, конечно, сложно конкурировать… Если мы простимулируем аграриев, создадим им условия вхождения на рынок, объемы им предоставим, кредиты. Если говорить серьезно на эту тему, то необходимо разработать целую систему мер, которые в комплексе смогут запустить развитие этого процесса.

Какие именно меры вы подразумеваете?

Первое – максимальные, насколько возможно, доступы к финансовым ресурсам. У нас объявлена льготная ипотека, идет обсуждение возможности льготирования ставок по кредитам при покупке арендных помещений – пока это дискуссия, но она уже началась. Вполне можно обсудить отдельные кредиты на импортозамещение, почему нет? С меньшей субсидированной ставкой это возможно. Следующий аспект – это доступ к земле и помещениям. Если разговор идет о строительстве и расширении мощностей. Чтобы замещать — нужен объем, чтобы был объем — нужно пространство, где он будет создаваться. Нужны какие-либо преференции по аренде земли или помещений. Аренда, опять же, либо льготная, либо субсидировать затраты на нее. Третий аспект касается вопросов налогообложения. Мы настаиваем на том, что, если федеральный законодатель дал право регионам максимально полно использовать «налоговые каникулы» – их надо использовать. Не для одной отрасли, а для всех отраслей.

Вот три аспекта: финансы, доступ к помещениям и земле, субсидирование и доступ к рынкам сбыта. А здесь мы можем рассматривать, к примеру, возможность создания проекта городских торговых сетей, который бы позволил приобретать или брать в аренду площади города и использовать под реализацию товаров от наших производителей. Вот весь цикл и замкнулся.

Власти Петербурга способствуют этим процессам?

В городе для этого делаются определенные шаги каждый год. И мы со своей стороны вносим малую толику: пытаемся совместить большой бизнес с малым с точки зрения локализации. Под большим мы имеем в виду, в основном, ГУПы, которые обладают большим ресурсом потенциальных заказов. Город делает многое, чтобы максимально заполнить 15%-ю квоту, прописанную в федеральном законодательстве о госзаказе для малого бизнеса. Город должен не только заявить, что такое право есть, но и контролировать этот процесс: чтобы эти 15% соблюдались. Но это, повторюсь, комплекс мер: такое не случится за один год.

Главное, чтобы все не закончилось с ростом цен на нефть, чтобы не возник соблазн перестать напрягаться, когда все стабилизируется. Где-то уже сворачиваются антикризисные программы, но у нас город, к счастью, идет в рамках принятых решений, которые в начале года озвучило правительство. Самое важное: к нам идет поток людей, которые пытаются создать что-то новое, а не просто свести концы с концами в тяжелые времена. Они понимают, что настали времена, когда появился шанс стать более успешными, нежели это было ранее. Потому что сегодня власть повернулась лицом к российскому производителю, и, дай бог, чтобы не произошло обратное.

Но ведь обратное может произойти, если то же эмбарго будет снято, и на рынок вернутся западные продукты.

Конечно, здесь я не могу рассуждать как руководство Российской Федерации или регионов. Но я склонна думать, что сегодня ситуация изменилась и на ментальном уровне. Мы в какой-то момент осознали, как высок риск потерять продовольственную безопасность, как мы все оказываемся зависимы от продукции других стран. И, самое обидное, что все это возможно производить здесь — и не худшего качества. Мне кажется, это осознание не может уйти в одночасье. Ситуация болезненно воспринималась, болезненно осознавалась, и так просто не растворится. К тому же, запущены уже многие механизмы, стимулирующие процесс импортозамещения и просто нецелесообразно будет завершать их на полпути. Соблазн будет, конечно. меньшими затратами достигнуть результата. Рынок такое дело – он всегда должен получать доход, он мимикрирует под обстоятельства. Но очень много людей, которые готовы сегодня рисковать, создавая аналоги зарубежной продукции или что-то свое, новое, но лучшего качества. Если, конечно, город и страна их поддержат.

Каким отраслям малого и среднего бизнеса на данный момент тяжелее всего справляться с импортозамещением?

Однозначно сказать сложно. Со всем комплексом проблем сегодня очень тяжело строителям — и дело здесь даже не в импортозамещении. Произошла цепная реакция, спрос объективно остановлен – и на жилые и на нежилые помещения. Изначально малые предприниматели работали больше на субподрядах, а не на подрядах, большие стали им отдавать меньше, и все разрослось как снежный ком. Конечно, туристический бизнес страдает — я имею в виду выездной. Многие переориентируются на внутренний туризм: здесь большой потенциал и он наполовину по-настоящему используется сегодня. У нашего комитета по туризму, например, огромное количество планов, какие провести в городе праздники, чтобы стимулировать приезд наших, внутренних, туристов. Эти две отрасли тяжело переживают сложившуюся в экономике ситуацию. Что касается легкой промышленности – здесь наоборот. Не то чтобы им очень легко, но многие и наращивают производство. Потому что люди сейчас переориентируются в плане своих покупок: премиум сегмент, всегда бывший небольшим, сейчас еще более сузился, и люди на уровень опустили свои запросы. А средний уровень мы можем удовлетворить производством и мы.

Беседовала Полина Полещук / ИА «Диалог»

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterPrint this page
Предложить новость >
Подписаться на рассылку >