15 °С
Новости Все новости

Эксперты: Комфортная городская среда в Петербурге может быть только результатом совместных усилий

28 ноября 2014 | 14:09

проект лахта-центра, фото с сайта karpovka.net Как добиться того, чтобы совместные действия администрации, экспертного сообщества и горожан привели к созданию комфортной городской среды и улучшению качества жизни в непростых экономических условиях ближайшего времени? Поиску ответа на этот вопрос был посвящён форум «Будущий Петербург», прошедший 20 ноября в рамках Международной недели урбанистики Urban Week.

Одним из ключевых вопросов первой дискуссии форума стала подготовка Петербурга к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Ожидается, что это событие – в том числе и благодаря выделенным на подготовку федеральным средствам – станет мощным стимулом для дальнейшего развития петербургской городской среды. За день до форума московские и петербургские специалисты в области урбанистики и архитектуры побывали на экскурсии, посвящённой ключевым объектам, строящимся в преддверии этого масштабного спортивного события, и смогли оценить их масштабы и влияние на окружающий городской ландшафт. Особое внимание участников экскурсии привлекли стадион «Зенит-Арена» на Крестовском острове и многофункциональный высотный комплекс «Лахта-центр» в Приморском районе Петербурга.

Основной проблемой новых точек развития на юге и севере Петербурга, по мнению экспертов, на данный момент является их транспортная доступность. По словам заместителя генерального директора АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Валентина Енокаева, наибольшая часть выделенных федеральных средств будет потрачено на строительство двух новых станций метро — «Улица Савушкина» и «Новокрестовская» — которые обеспечат доступ будущих болельщиков на главный спортивный объект Петербурга, стадион на Крестовском острове, ныне носящий неофициальное название «Зенит-Арена». Транспортное развитие северной части Петербурга эксперты считают чрезвычайно актуальным не только в связи с Чемпионатом мира 2018 года. Директор бюро территориальных информационных систем градостроительного моделирования ЗАО «Петербургский НИПИград» Михаил Петрович подчеркнул необходимость создания единой системы транспортного развития для севера города. По его словам, это особенно актуально для района вокруг «Лахта центра», где формируется зона комплексного развития территории.

Впрочем, транспортные проблемы актуальны не только для северных районов Петербурга. По словам Валентина Енокаева, на данный момент в Смольном активно обсуждается возможность создания линии легкорельсового транспорта и выделенной полосы для автобусов shuttle-bus из аэропорта Пулково в город. Предполагаемая пропускная способность нового терминала Пулково, по словам директора института «Урбаника» Антона Финогенова, составит около 17 миллионов пассажиров в год. Для строительства новой линии метро такой пассажиропоток недостаточен, для легкорельсового транспорта – сравнительно невелик. Автобусы shuttle-bus, как считает заместитель генерального директора Санкт-Петербургского института транспортных систем Елена Ногова, вполне способны справиться с такой нагрузкой.

Неотъемлемой частью комфортной городской среды, по мнению петербургских и московских урбанистов, являются благоустроенные общественные пространства. Перспективы их создания и развития специалисты также обсудили в ходе форума «Будущий Петербург». Как отметила директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при Президенте РФ Ирина Ирбитская, общественные пространства часто становятся катализаторами активного развития города, поэтому в их создании должны участвовать и городская администрация, и бизнес, и сами горожане. Новые общественные пространства, по словам Ирины Ирбитской, уже намечаются вокруг «Зенит-арены» и «Лахта центра»: их организация выгодна и городу, и горожанам, и девелоперам. Главным центром общественной активности, по мнению эксперта, должен стать сам стадион на Крестовском острове. Кроме того, Ирина Ирбитская допускает возможность синергетического эффекта от близости двух крупных точек развития: «Зенит-арены» и комплекса «Лахта-центр».

«Очень удачно сочетание футбольных объектов и перспективного «Лахта-центра». Я в него верю. Повторюсь: в отличие от многих девелоперских проектов, в нём есть значительная доля духа амбиций, то, чего не хватает современным городам, которые зачастую полностью опустились во власть денег», — отметила эксперт.

Несмотря на все усилия власти, девелоперов и общественности по созданию комфортной городской среды, нельзя забывать, что развитие города определяется в значительной степени соответствующими нормативными документами, основным из которых является Генплан. Грядущим изменениям в этом документе был посвящён ещё один круглый стол форума «Будущий Петербург».

Что ждут от нового Генплана все заинтересованные стороны? Какие территории, согласно ему, станут зонами девелопмента и редевелопмента? «Я жду от Генплана нового комфортного города» — заявил в ходе круглого стола исполнительный директор МФК «Лахта-центр» Александр Бобков. В частности, он высказал заинтересованность в транспортной «расшивке» узких мест, которые тормозят развитие города. «Ну а для проекта «Лахта центр» это фактически возможность модернизации транспортной инфраструктуры Северо-Приморской части, Приморского проспекта и Южной Лахты» — пояснил Александр Бобков.

Сам факт изменений в Генплан и необходимость этих изменений вызвали весьма оживлённую дискуссию экспертов. Генплан необходимо рассматривать вместе с Правилами землепользования и застройки – напомнил участникам форума управляющий партнёр УК «Теорема» Игорь Водопьянов. По его словам, основным недостатком старого Генплана была слишком высокая детализация. Документ, определяющий стратегическое развитие Петербурга, не должен рассматривать отдельные вопросы столь детально. Что касается самих перспектив городского развития, то, по мнению Игоря Водопьянова, сейчас необходимо прекратить расширение города, сделать его более компактным за счёт реновации промзон «серого пояса» и развития транспортной системы.

В современной версии Генплана не хватает стратегической цели – считают участники дискуссии. Соответственно, нет и системного развития различных сфер городской инфраструктуры. Как отметил Михаил Петрович, сейчас в Генплане не прописан единый транспортный каркас города, в результате чего развиваются лишь отдельные зоны мегаполиса.

Генплан должен быть гибким – с этим утверждением согласились большинство участников дискуссии. При этом, как отметил Игорь Водопьянов, если менять основополагающий документ раз в пять лет, то петербургские законодатели перед внесением очередных изменений будут получать множество предложений поправок в Генплан, 90% которых не будет реализовано. По мнению эксперта, необходимо каждый год вносить новые изменения, адаптируя основополагающий документ к текущей ситуации.

Подводя итоги дискуссии, директор центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов отметил, что одна из основных задач Генплана – улучшение делового климата Петербурга. Для выполнения этой задачи необходимо объединить усилия девелоперов, власти и общественности, преодолев изначально низкую способность всех сторон договариваться между собой и отойдя от принципа «пусть не достаётся никому», который периодически начинает господствовать в отношении к новым проектам в области недвижимости и городского развития. Разумеется, договаривающиеся стороны не должны функционально заменять друг друга, к примеру, горожане и их мнение не должно подменять позицию проектных организаций – но, по словам руководителя проекта «Будущий Петербург» Елены Кром, каждый должен иметь возможность высказать свой взгляд на перспективы городского развития.

Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!