94.1$ 100.5€
-2.07 °С
Новости Все новости

Елена Агафонова: Выставки «РОСФОТО» о Первой мировой призваны восстановить нашу духовную связь с ушедшими героями

10 октября 2014 | 16:59

В музейно-выставочном центре "РОСФОТО" 12 октября завершаются две выставки, посвященные Первой мировой войне, - "По обе стороны" и "Война и милосердие". "Диалог" побеседовал с куратором экспозиций Еленой Агафоновой об ушедшей эпохе, уникальных снимках и связи времен.

Елена Агафонова Росфото

Почему для двух выставок, проходящих одновременно в «РОСФОТО» («Война и милосердие» и «По обе стороны»), выбрали тему Первой мировой войны? Насколько эта тема актуальна?

В 2014 году наша страна отмечает 100-летний юбилей Первой мировой войны, события, потрясшего сознание человечества и явившегося первопричиной и истоком дальнейшей сложной и трагической истории XX века.

Первая мировая – во многом неизвестная для нас война, мы не знаем имен героев, почти не помним хода боевых действий. Из этой войны Россия вышла в хаос Революции и Гражданской войны. Первая мировая война для советской власти была классово чуждой, о ней постарались забыть. Об этой войне не были написаны книги, не были сняты кинофильмы. Единственное, что осталось от того времени, это скупые строчки архивных документов и фотографии. Мы надеемся, что фотовыставки из фондов «РОСФОТО», посвященные Первой мировой войне, позволили зримо ощутить нашу духовную связь с той трагически ушедшей от нас Россией.

Как фото выставки «Война и милосердие» говорят о милосердии? Отражено ли в этой выставке участие людей, не имеющих отношение к военной службе или медицине, в Первой мировой? Если да, то как, если нет, то почему?

Первая мировая война впервые предельно остро поставила перед человечеством проблемы гуманитарного характера – как справиться с огромным количеством раненых, как организовать помощь беженцам, как поступать с небывалым ранее количеством военнопленных.

Россия понесла колоссальные потери в той войне. В русской армии около 1 млн солдат и офицеров погибло, около 3 млн было ранено. Проблема помощи раненым обрела для российского общества общечеловеческий и общегражданский характер.

Выставочный проект Государственного музейно-выставочного центра «РОСФОТО» посвящен делу милосердия и благотворительности в годы Первой мировой войны. Многочисленные фотографии, представленные на выставке, показывают всеобщий охват и многообразие форм благотворительных проектов, помогавших стране решать сложнейшие проблемы военного времени, связанные с организацией помощи раненым.

Правительственные учреждения, учебные заведения, частные компании, представители аристократии и дворянства, купцы и промышленники, представители дома Романовых – все российское общество участвовало в помощи раненым. На средства от частных пожертвований создавались лазареты, отдельные лица содержали на свои средства одну, две, десять кроватей для раненых в уже действующих госпиталях. Эти лазареты действовали как в тылу, так и во фронтовых условиях.

К лету 1915 года только в Петрограде действовало 566 лазаретов на 45 тыс коек, 90 % которых были созданы на общественных началах. На выставке, посвященной делу милосердия и благотворительности в годы Первой мировой войны, представлены фотографии некоторых так называемых «лазаретов частной инициативы»: Юсуповского лазарета, лазарета фирмы «Братья Нобель», этапного лазарета Петроградских высших заведений, Перевязочного второго отряда Всероссийского земского союза, госпиталя, расположенного в Софийской детской больнице в Москве, частного лазарета Кожевиной.

Один из разделов выставки посвящен деятельности лазаретов и санитарных поездов, находящихся под патронатом имп. Александры Федоровны: лазарета имени великой княжны Татьяны Николаевны «Забота о раненых», эвакуационного госпиталя императрицы Марии Федоровны в Петрограде, имени государыни императрицы Александры Федоровны санитарной колонны Императорского автомобильного общества при Царскосельском ее величества санитарном поезде. Часть экспозиции посвящена деятельности общин сестер милосердия, таких как Община сестер милосердия святого Георгия, Крестовоздвиженская община и ряду других.

Отдельный раздел посвящен деятельности военных медиков, проведению хирургических операций в полевых условиях, уходу за тяжелоранеными и выздоравливающими. Также на выставке размещены фотографии о гуманном содержании в российском плену немецких и австрийских военнопленных согласно Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года.

Всего в экспозиции представлено более 60 фотографических снимков.

Почему на выставке «По обе стороны» вам важно было показать именно два взгляда на Первую мировую? Есть ли в фотографиях выставки «По обе стороны» ощущение трагического будущего, ожидающего царскую Россию? 

Проект «По обе стороны» дает возможность посмотреть на эту войну глазами участников противостояния – русского и немецкого офицеров-артиллеристов. В экспозиции выставки представлены снимки из военных фотоальбомов, хранящихся в фондах «РОСФОТО».

Основным экспонатом выставки являются фотографии из альбома штабс-капитана Лейб-гвардии 1-ой артиллерийской бригады Платона Николаевича Алексеева (1882 – 1952), прошедшего вместе с ней тяжелый военный путь с первых дней сражений и до 1917 г. Этот альбом представляет собой летопись событий, в гуще которых оказался этот человек.

Передислокации, бои, убитые и раненые, пленные, праздники и похороны боевых товарищей, награждения и молебны, быт солдат и офицеров, фронтовое братство. Эти и многие другие сюжеты запечатлела камера непосредственного участника тех событий. Фотографические снимки, выполненные русскими офицерами, удивляют высоким качеством технического исполнения и тонким художественным вкусом, они наполнены патриотическим и общим гуманистическим звучанием.

В коллекции «РОСФОТО» хранятся фотографии, выполненные и по ту сторону фронта – это фотоальбом, принадлежащий лейтенанту 2-го Баварского полка полевой артиллерии Карлу Штраусу, в котором находятся фотографии, связанные с фронтовыми буднями офицеров немецкой армии.

При схожести сюжетов фотоснимков из альбомов русского и немецкого офицеров, они отражают разный жизненный опыт и разницу мировоззрений этих людей. Платон Николаевич Алексеев кадровый военный в четвертом поколении, к началу Первой мировой войны получивший блестящее военное образование. Он закончил Константиновское артиллерийское училище и Николаевскую военную академию Генерального штаба. Будучи настоящим интеллектуалом, тонко чувствующим человеком в своих фотоснимках Платон Николаевич поднимается до философского осмысления войны. Карл Штраус, владелец немецкого альбома, доброволец, не являвшийся кадровым военным. Мы не знаем его биографии, но судя по фотографиям из альбома типичный баварский бюргер, ландштурмист, попавший на войну.

Фотоснимки из русского альбома поражают ощущением надвигающейся личной трагедии людей, изображенных на снимках и общей национальной катастрофы, постигшей нашу страну. Сотрудникам «РОСФОТО», занимавшимся подготовкой выставки, удалось полностью восстановить биографию П.Н. Алексеева. Он перешел на сторону Советской власти, сделал блестящую карьеру в Красной армии, получив звание генерал-майора. В его фронтовом альбоме очень ярко отражены моменты боевого братства русских офицеров, его сослуживцев. Всего через несколько месяцев они окажутся по разные стороны фронта. Многие из них будут служить в белой армии, часть из них погибнет на фронтах Гражданской войны, часть будет расстреляна красными, часть попадет в эмиграцию и умрет вдали от родины.

Экспозиция включает в себя 120 фотографий. Целиком эти альбомы представлены на выставке в интерактивном виде. Здесь же представлен интерактивный проект «Накануне», посвященный жизни Российской империи в 1913 году на пороге Первой мировой войны.

Как к вам попали материалы обеих выставок?

Фронтовые альбомы, представленные на выставке «По обе стороны» хранятся в фондах РОСФОТО, интересно, что альбом К. Штрауса находится в составе большой коллекции немецких фотографических альбомов. Выставка «Война и милосердие» — это совместный проект «РОСФОТО» и Военно-медицинского музея.

Какое место в фотографиях обеих выставок занимают люди?

Основной задачей двух выставок, посвященных Первой мировой войне, было восстановление нашей утраченной духовной связи с ушедшими от нас русскими людьми, героями той неизвестной и забытой войны, как военными, так и гражданскими. Прекрасные лица наших соотечественников, на чью долю выпали нечеловеческие испытания, не могут оставить равнодушными современных зрителей. Вызвать чувство глубочайшего сопереживания событиям той, совсем еще недалекой от нас эпохи, было главной целью авторов этих выставочных проектов.

Какие выставки в «РОСФОТО» планируются в ближайшее время?

В 2015 году «РОСФОТО» готовит целую серию выставок к юбилею победы в Великой отечественной войне.

Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!