93.3$ 99.6€
1.21 °С
Новости Все новости

Александр Шуршев: Я не знал, где находится муниципалитет. Пока не стал депутатом

05 июля 2013 | 12:59

Зачем нужны муниципальные депутаты? Например, чтобы отдавать подписи за кандидата в губернаторы. О том, что еще делают и не делают муниципалы, и почему граждане порой не знают об их работе, «Диалог» поговорил с депутатом МО «Екатерингофский» Александром Шуршевым.

Александр Шуршев

Александр, с какими проблемами Вам как муниципальному депутату приходится прежде всего сталкиваться?

Можно о многом здесь рассказывать. Потому что это проблемы, с которыми сталкиваются любые депутаты всех уровней, оказавшиеся в меньшинстве в представительном органе: бывает трудно провести какие-то свои предложения. А в муниципальном совете, в котором представители «Единой России», я – единственный депутат, который не входит в партию власти. Поэтому бывает сложно, когда я выступаю с какими-то своими предложениями.

Сложно то, что я, как муниципальный депутат, работаю не на постоянной основе. Соответственно, я не нахожусь постоянно в муниципалитете. Не всегда контролирую ситуацию, не всегда знаю, что здесь происходит в ежедневном режиме. Потому что у меня есть основное место работы, где я больше времени провожу, в отличие от большинства других депутатов муниципального совета, которые имеют рабочее место здесь и находятся тут чаще.

Есть проблема недостатка полномочий, есть проблема недостатка времени, естественно, потому что, как я уже сказал, у меня есть основная работа, и муниципальным проблемам я уделяю время как общественной деятельности. Собственно, на это я сам подписывался, поэтому не жалуюсь, а констатирую факты.

Хватает ли Вам полномочий, которые даны муниципальному депутату законом?

На самом деле мне, как муниципальному депутату, приходится работать в качестве единого окна по приему жалоб от граждан. Большинство людей приходит с вопросами, которыми муниципалитет не занимается.

С какими конкретно жалобами приходят граждане?

Самое распространенное – это вопросы ЖКХ. Специфика моего округа в том, что много приходят жителей, которые спрашивают: «Когда наш дом наконец-то расселят?». Потому что, по их мнению, дом находится в аварийном состоянии. Я в этом округе живу с рождения, поэтому знаю по своим родителям, которые ждали, когда же наш дом расселят, и долгое время даже не делали в квартире ремонт.

Потому что в советское время почему-то считалось, что все дома вот-вот здесь расселят, и будет капитальный ремонт, и так далее. До сих пор, тридцать лет уже прошло, ждут капитального ремонта.

Много приходят людей с жалобами на своих соседей по коммунальной квартире. Просят, чтобы их коммунальные квартиры расселили. То есть, — те вопросы, которыми муниципалитет не занимается. Тем не менее, каждого жителя я выслушиваю и составляю какие-то обращения, ходатайства, жалобы в те инстанции, которые занимаются решением тех проблем или могут посодействовать в решении этих проблем. И вот эти обращения и ходатайства рассматриваются как обычное письмо обычного гражданина, несмотря на то, что оно исходит от муниципального депутата. И по срокам, и по статусу никакой разницы здесь нет. Наверное, было бы хорошо, если бы муниципальные депутаты могли быстрее получать ответы. Потому что очень часто одно ведомство пересылает в другое, и так далее, и так далее.

Здесь в принципе можно говорить не о полномочиях муниципальных депутатов, а о полномочиях органов местного самоуправления в Петербурге, которых очень мало, и которые очень часто пересекаются с полномочиями органов государственной власти. Например, если муниципалитет может производить работу по благоустройству внутридворовых территорий, то в принципе такие же полномочия есть у районной администрации, которая является органом государственной власти. Может, теоретически, такое быть, что в одном дворе запланированы работы и с одной стороны, и с другой стороны, и не всегда удается это согласовать.

Происходит некая путаница?

Происходит пересечение полномочий. Наверное, было бы правильно принять: внутридворовые территории относят к ведению муниципалитета, и никакие другие органы власти не должны туда вмешиваться. Районная администрация могла бы заниматься тем, что находится на улицах – тротуары, дороги. Хотя какие-то улицы, наверно, можно было бы передать в ведение муниципалитета. Потому что есть какие-то совсем маленькие улицы, наверное, и из районной администрации не совсем видно, что там происходит. Такая проблема не столь актуальна для Адмиралтейского района, потому что он небольшой. Но у нас есть районы, которые занимают огромную территорию, и там, наверное, эта проблема более актуальна.

Можно было бы как-то увеличить полномочия муниципалитета в вопросах ЖКХ. Чтобы муниципалитет мог тоже контролировать деятельность управляющих компаний и деятельность по управлению домами. Потому что этих проблем очень много, и с каждым годом их становится все больше.

Это видно и по различным проектам, типа сайта «Заливает.СПб» или «РосЖКХ». Это говорит о том, что эта проблема волнует огромное количество людей. И одна городская структура в виде жилищной инспекции со всей этой проблемой справиться не может.

В Петербурге есть несколько муниципальных образований, у которых закончились полномочия. Как относитесь к подобной ситуации?

Это как минимум три муниципальных образования, у которых должны были бы закончиться полномочия. Есть мнение, что таких муниципальных образований больше. Я отношусь к этому, естественно, плохо. Потому что когда муниципальные советы избирались на один срок на четыре года, а сами эти муниципальные советы продлевают себе полномочия на полтора года, мне кажется, что это не совсем правильно. Это не тот срок, на который этих депутатов выбирали жители. Не знаю с точки зрения закона, законно это или нет, — здесь, я надеюсь, последуют какие-то обращения в суды. Но то, что эта ситуация ненормальна, – это факт.

Я вообще считаю, что чем чаще проводятся выборы, тем лучше. Я не очень большой сторонник того, что сейчас у нас все муниципалитеты избираются на пять лет. Раньше они избирались на четыре, а сейчас на пять. Чем чаще люди будут выбирать, кто должен принимать решения, тем лучше.

Что делать с этими муниципальными образованиями?

В этой ситуации необходимо, чтобы, прежде всего, сами жители, которые должны были бы выбирать депутатов ближайшей осенью, а будут выбирать следующей, обращались в суды. И как-то обжаловали, на мой взгляд, незаконное решение о продлении полномочий муниципальных образований. К сожалению, жители в этом не всегда заинтересованы, потому что очень часто большинство из них в принципе не знает, что такое местное самоуправление, чем оно занимается и когда эти выборы должны проходить.

А кто должен рассказывать людям о муниципальных депутатах?

Это должны делать, в том числе, сами муниципальные депутаты. Это должны делать средства массовой информации. То есть, какие-то структуры, которые должны рассказывать жителям. Но, с другой стороны, и сами жители тоже должны поинтересоваться: «А местное самоуправление в принципе у нас, наверное, есть, наверное, оно где-то находится, наверное, чем-то занимается. А вот неплохо бы сходить и посмотреть».

Я могу привести свой пример. До того, как стать муниципальным депутатом, я всю жизнь жил напротив муниципалитета и не знал, что он тут находится. Другой вопрос в том, что здесь и вывески не было, сейчас она появилась. Я узнал, что здесь находится муниципалитет, только тогда, когда решил попробовать избраться.

Я нашел, где находится муниципалитет, — оказалось, что он находится напротив. Я пришел сюда, и узнал, что здесь есть большие помещения, и есть люди, которые здесь работают.

Как вы относитесь к муниципальному фильтру?

Я категорический противник муниципального фильтра, сразу скажу. Но скажу, что муниципальный фильтр привлечет больше внимания к муниципальным выборам. Внимания, прежде всего, политических партий. Потому что на прошлых выборах это внимание хоть и было, — партии были заинтересованы, чтобы у них было представительство в муниципалитетах, — но только для того, чтобы показать, что партия получила столько-то муниципалитетов. Сейчас результаты муниципальных выборов будут иметь долгосрочную перспективу, потому что надо будет потом искать где-то муниципальных депутатов, которые помогут этой партии выдвинуть своего кандидата. Думаю, что сложности будут точно такие же, как и в регионах, как мы сейчас видим в Москве. Потому что муниципалитетов много, депутатов много, мало что о них известно.

Есть ли какая-то связь между муниципальными депутатами и городской администрацией, губернатором?

Между муниципальными депутатами разных муниципалитетов как такового общения регулярного нет. Есть в городе структура, которая называется Совет муниципальных образований, в которую входят почти все муниципалитеты. Эта структура создана в соответствии с федеральным законом. Каждый муниципалитет ежегодно выделяет туда из своего бюджета деньги – шестьдесят тысяч рублей, кажется. Соответственно, если у нас сто одиннадцать муниципалитетов, то это более шести миллионов рублей на содержание этой структуры. И есть руководство этой структуры, которое состоит из глав муниципалитетов, не всех, — но в каждом районе есть глава районного отделения. И с какой-то регулярностью проводятся съезды этой организации. В них участвуют главы всех муниципалитетов города. И на этих съездах бывают представители районной администрации.

А рядовые депутаты имеют какую-то связь со Смольным и губернатором?

Рядовой муниципальный депутат в этой деятельности не участвует. Есть общение с районной администрацией. Вот это действительно есть. Кроме того, во всех районах есть коллегии — совещательный орган, который обсуждает те или иные вопросы. И к участию в этих коллегиях приглашаются главы муниципалитетов.

Также в администрации есть комиссии по различным направлениям, куда приглашаются обычные муниципальные депутаты. Вот я, например, вхожу в комиссию по организации летней оздоровительной компании. Мы в муниципальном совете собирались и обсуждали, кто в какие комиссии входит. Комиссия по организации летнего оздоровительного отдыха работает довольно-таки регулярно с девятого года. Я участвую в ее работе, и с весны по осень мы практически каждую неделю собираемся, и обсуждаем проблемы летнего детского отдыха, ездим по детским лагерям и так далее.

В какой-то момент меня еще включили в комиссию по землепользованию и застройке, но со временем она перестала собираться. Конечно, она собирается, просто туда перестали приглашать муниципальных депутатов. Потому что, наверное, эта комиссия принимает решения связанные с застройкой, и поэтому муниципалов решили исключить. Или забыть.

Что нужно сделать оппозиции, чтобы не «проспать» муниципальные выборы?

Я, в принципе, считаю, что муниципальные выборы, и не только муниципальные, важны. И не только с точки зрения муниципального фильтра. Потому что и на местном уровне есть местные бюджеты, есть муниципальные заказы. Сейчас появились различные группы (например, «Муниципальная пила»), которые все это как-то пытаются контролировать.

На местном уровне, несмотря на небольшое количество полномочий, все равно происходят какие-то вещи, какие-то вопросы решаются, например, вопросы благоустройства, в которых жители могут участвовать. Поэтому обращать внимание на муниципалитеты и муниципальные выборы нужно.

Как не «проспать»? Как-то контролировать те ситуации, о которых уже было сказано, когда муниципалитеты продлевают себе полномочия или сокращают эти полномочия. Насколько я понимаю, в городе два муниципалитета, — это округ «Васильевский» и «Гражданка», — где депутаты продлили себе полномочия в отсутствие депутатов, не состоящих в «Единой России». Или подогнав под тот момент, когда независимый кандидат будет в командировке, или просто забыв его пригласить.

Важно мониторить, как формируются избирательные комиссии муниципальных образований, которые будут непосредственно проводить выборы, регистрировать кандидатов, подводить итоги выборов. Потому что процесс формирования этих комиссий происходит постоянно. И довольно-таки распространенная ситуация, когда муниципалитеты пытаются скрыть сроки формирования этих избирательных комиссий, и, соответственно, не допустить до участия в них каких-то оппозиционных партий и просто заинтересованных граждан. Надо любыми способами пытаться это контролировать. И рычаги такого контроля есть. Не всегда эффективно ими пользуются, но надо отслеживать те же самые официальные публикации через библиотеки, в которых обязательно публикации должны размещаться в установленные сроки.

Как влияет независимость муниципального депутата на работу с коллегами?

Я могу судить здесь только по своей работе. Я знаю, что в разных муниципалитетах по-разному выстроены какие-то внутренние отношения. Где-то муниципальный совет собирается очень редко, или выстроены такие отношения с независимыми депутатами, что их не приглашают. Независимые депутаты отдельно работают с гражданами и в работе представительного органа мало участвуют.

Я всегда участвую в заседаниях муниципального совета, потому что я живу напротив, довольно-таки часто бываю в муниципалитете, поэтому такие вещи я контролирую. Я часто сталкиваюсь с тем, что иногда прихожу в муниципальный совет, и уже какие-то решения обсуждены заранее, без моего участия. Но, естественно, я высказываю свою позицию, меня выслушивают и очень часто такое бывает, что принимается заранее обсужденное решение. Но это не только у меня в муниципалитете бывает, это бывает уже и в Государственной Думе, где в последние годы появилась практика так называемых «нулевых чтений». Когда внутри самой большой фракции что-то обсуждается, потом выносится, и все заранее знают, что будет принято.

Тем не менее, по каким-то вопросам меня не только выслушивают, но и прислушиваются. Есть вопросы, которые мы обсуждаем на муниципальных комиссиях. И на комиссиях провести свою позицию проще. Здесь мы рассматриваем какие-то конкретные адреса, какие-то конкретные обращения. Хотя такие комиссии собираются крайне нерегулярно. И об этом я очень часто говорю на муниципальном совете.

Беседовал Максим Кузнецов / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!